Методика юридико-технического оформления правовых актов Администрации города Губкинского


Приложение Утверждена распоряжением

Администрации города

от 16 июня 2015 года № 189-р

(в редакции от 23.03.2017 №71-р)

Методика юридико-технического оформления правовых актов Администрации города Губкинского и Главы города Губкинского

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика юридико-технического оформления правовых актов Администрации города Губкинского, Главы города Губкинского (далее – Методика) определяет порядок подготовки муниципальных правовых актов Администрации города Губкинского и Главы города Губкинского (далее – Администрация города и Глава города).

1.2. Муниципальные правовые акты (далее – правовые акты) подразделяются на нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт - официальный письменный документ, отвечающий следующим требованиям:

принят (издан) в пределах компетенции органа, его издавшего;

устанавливает нормы права (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Ненормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) по вопросам распорядительного (исполнительного) характера, не содержащий норм права (правил поведения), указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.

1.3. Нормативными правовыми актами Главы города (Администрации города) являются постановления Главы города (Администрации города), принятые по вопросам местного значения и переданным отдельным государственным полномочиям.

Правовыми актами Главы города (Администрации города) являются постановления и распоряжения Администрации города (принимаются по вопросам организации работы и распорядительного характера).

1.4. Подготовку правовых актов осуществляют структурные подразделения, органы Администрации города, Департамент по управлению муниципальным имуществом города Губкинского, а также муниципальные учреждения в соответствии с их компетенцией (далее - разработчик).

Проекты правовых актов, внесенные в порядке нормотворческой инициативы гражданами, органами государственной власти, органами прокуратуры, Городской Думой подлежат рассмотрению заинтересованными структурными подразделениями и органами Администрации города (далее – заинтересованные органы) в соответствии с их компетенцией. В случае обоснованности внесенного проекта разработчик обязан оформить и согласовать проект в соответствии с установленными требованиями.

Подготовка проекта правового акта о внесении изменений в ранее принятый акт или признании его утратившим силу производится разработчиком, осуществившим подготовку первоначального документа.

В случае необходимости внесения изменений в ранее принятый правовой акт или признании его утратившим силу, указанное может быть осуществлено заинтересованными органами при обязательном согласовании с разработчиком.

1.5. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных правовых актов, затрагивающих специфику деятельности различных структурных подразделений и органов Администрации города может быть создана рабочая группа. При этом должностным лицом, ответственным за разработку данного проекта является должностное лицо, определенное ответственным за разработку в правовом акте о создании рабочей группы или решением рабочей группы.

1.6. Ответственность за качество подготовки проектов правовых актов, содержание, достоверность, целесообразность, полноту внесенных документов и согласование с заинтересованными органами возлагается на разработчика подготовившего проект правового акта.

2. Порядок подготовки муниципальных правовых актов

2.1. При подготовке проекта правового акта (далее – проект) требуется:

разработать концепцию правового акта;

уяснить существо вопросов и задач, подлежащих решению в правовом акте;

изучить по этим вопросам действующее законодательство;

проверить, издавались ли ранее по данному вопросу муниципальные правовые акты, ознакомиться с ними и выяснить практику их применения;

установить финансовые и материальные ресурсы, необходимые для проведения намеченных мероприятий, источники финансирования.

2.2. Проект, подготавливаемый разработчиком, должен соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальным правовым актам, в том числе должен быть разработан в пределах полномочий, предоставленных Администрации города и Главе города, с соблюдением установленного порядка его принятия. При подготовке проектов необходимо учитывать ранее принятые по этому вопросу правовые акты, если они имелись, и не допускать повторений, противоречий им.

2.3. Проекты должны отвечать основным правилам юридической техники, изложенным в настоящей Методике, а также используемым в общераспространенной практике. При этом:

тексты проектов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского языка;

слова и выражения в проектах используются в значениях, исключающих их неточное понимание;

термины, используемые в проектах, должны соответствовать по значению соответствующим терминам, используемым в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, законодательстве Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставе муниципального образования город Губкинский. Не допускается употребление в текстах проектов устаревших слов и выражений, образных сравнений. В проекте акта даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.

2.4. Изложение текста правового акта должно соответствовать следующим требованиям:

логическая последовательность изложения, взаимосвязь предписаний, помещаемых в акте;

отсутствие противоречий внутри правового акта;

максимальная компактность изложения норм при глубине и всесторонности отражения их содержания;

ясность и доступность языка правового акта;

точность и определенность формулировок, употребляемых в акте;

отсутствие громоздких конструкций, умеренное использование причастных и деепричастных оборотов;

недопустимость употребления многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;

употребление терминов в правовом акте в одном значении.

2.5. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие темы и раскрытие предмета правового регулирования.

2.6. К правовым актам составляется заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание документа. Формулировать заголовок следует с помощью отглагольного существительного, отвечающего на вопрос «О чем?».

Пример:

«О внесении изменений...», «Об утверждении...», «О выделении...», «О признании утратившим силу...» и т.п.

2.7. Текстовая часть правового акта подразделяется на преамбулу (констатирующую часть) и постановляющую (распорядительную) часть.

В преамбуле правового акта указываются правовые основания предписываемых действий.

2.8. Если правовой акт принимается на основании документа вышестоящего органа, то в преамбуле указываются его реквизиты (форма акта, дата, номер, заголовок).

Пример:

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «_______» и т.д.

2.9. Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то преамбула может содержать только указание на статью (статьи) Устава города, подтверждающую правомочность издания данного правового акта. Преамбула проекта постановления Администрации города завершается словами «Администрация города Губкинского п о с т а н о в л я е т:», а проекта постановления Главы города - словами «п о с т а н о в л я ю:».

2.10. Постановляющая (распорядительная) часть правового акта должна четко определять задачи, исполнителей, источники финансирования (в случае если проектом предусматривается осуществление расходов из бюджета города), сроки исполнения и предоставления информации, отчетов об их выполнении лицом и орган, на который возложен контроль.

2.11. Поставленные задачи должны быть конкретны, обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству.

2.12. Постановляющая (распорядительная) часть правового акта излагается в повелительной форме и состоит из пунктов, подразделяемых на подпункты или абзацы. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к нескольким исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.

2.13. Правовые акты печатаются на бланках установленной формы. Акты должны быть напечатаны с использованием текстового редактора Microsoft Word, шрифтом Times New Roman размером 14 пунктов, междустрочный интервал - одинарный.

2.14. Оформление написания дат в правовом акте:

- день месяца указывается одной или двумя цифрами, при этом если это первые числа месяца (1-9), то дата указывается без написания цифры «0»;

- месяц указывается словом полностью;

- год указывается цифрами с добавлением слова года (полностью).

Пример:

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.

2.15. Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют, начинаются с красной строки и с заглавной буквы.

Абзацы не имеют буквенно-цифрового обозначения и начинаются с красной строки и с заглавной либо строчной буквы (если за обобщающим словом следует перечисление).

2.16. Подпункты обозначаются арабскими цифрами и излагаются с красной строки.

Пример:

1. Возложить на отдел организации потребительского рынка Администрации города обязанности:

1.1. по подготовке документов и проверке соблюдения установленных требований по размещению объектов игорного бизнеса в городе;

1.2. по информированию органов внутренних дел, надзорных органов о выявленном нарушении.

2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете «Губкинская неделя».

В случае необходимости, при большом объеме содержащейся информации подпункты могут иметь внутреннюю нумерацию арабскими цифрами со скобкой.

Пример:

2.7. Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

2.7.1. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:

1) представление документов, не соответствующих перечню, указанному в подпункте 2.6.1. настоящего Административного регламента;

2) нарушение требований к оформлению документов;

3) _________ (указать иные основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги).

2.17. Пункты, близкие по содержанию, в значительных по объему муниципальных правовых актах объединяются в разделы, имеющие нумерацию и наименование, обозначающее предмет регулирования соответствующего раздела. Разделы нумеруются римскими цифрами.

Пункты, разделы располагаются в логической последовательности. При этом общие вопросы излагаются вначале и должны предшествовать частным.

2.18. Использование дефисов в тексте муниципального правового акта не рекомендуется.

2.19. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения и органы Администрации города или организации, фамилии руководителей при этом указываются в скобках, в именительном падеже.

Пример:

Департамент по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (Мелентьева Л.Ю.).

2.20. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в случае, если ему предписано выполнение этого действия.

Пример:

Заместителю главы Администрации города по внутренней политике Гривник А.А. организовать проведение...

2.21. Наименования учреждений и организаций в тексте употребляются в полном либо сокращенном варианте в соответствии с их уставом.

Пример:

муниципальное казенное учреждение «Управление культуры Администрации города Губкинского»;

МУ «Управление образования».

2.22. Если одна и та же организация встречается в тексте правового акта несколько раз, фамилия руководителя употребляется только один раз.

2.23. Если в тексте правового акта имеется пункт о создании комиссии, то фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке, с указанием занимаемой должности. Если в тексте правового акта приводится перечень терминов или основных понятий, то они также располагаются в алфавитном порядке.

При подготовке проекта правового акта, которым образовывается коллегиальный орган (комиссия, совет, межведомственная рабочая группа и т.д.) или вносится изменение в него, состав коллегиального органа в случае, если федеральным законодательством или законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа не предусмотрено иное, излагается без указания на персональные данные (Ф.И.О.) должностных лиц, включаемых в состав, с указанием их должностей (включая наименование органа власти) либо с использованием формулировки "представитель от ...".

При включении в состав коллегиального органа представителя общественности и (или) представителя бизнес-сообщества, не имеющего должности, указываются персональные данные (Ф.И.О.) конкретного лица или указывается организация, которую представляет это лицо, с использованием формулировки "представитель от ...".

Наименование коллегиального органа указывается со строчной буквы.

2.24. Проект должен обязательно содержать пункт о возложении контроля за его исполнением на соответствующее должностное лицо в соответствии с его полномочиями. При этом возложение контроля на должностное лицо исполняющее его полномочия (во время командировки, отпуска и болезни) не допустимо.

2.25. В случае если правовой акт подлежит опубликованию или размещению на официальном сайте Администрации города, то проект должен содержать соответствующий пункт. Если в правовом акте есть пункты, касающиеся отмены предыдущих правовых актов, опубликования или размещения, а также контроль, то они должны быть оформлены в следующем порядке:

Пример:

4. Признать утратившими силу постановления Администрации города:

4.1. от «…»;

4.2. от «…».

5. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Губкинского.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить …

2.26. Составной частью муниципального правового акта являются приложения к нему, в которых указываются конкретные мероприятия, объемы работ, сроки, исполнители, составы комиссий, рабочих групп и т.д.

При большом объеме норм права или предписаний к проекту может быть оформлено приложение (положение, инструкции, правила, административный регламент и т.д.).

2.27. Приложения к правовому акту печатаются на отдельном листе с указанием вида правового акта, его даты и номера в правом верхнем углу.

Пример:

Приложение к постановлению (распоряжению)

Администрации (Главы) города Губкинского

от _________________ № ___

Если приложений несколько, то каждое имеет свой порядковый номер.

Пример:

Приложение №1 к постановлению (распоряжению)

Администрации (Главы) города Губкинского

от _________________ № ______

Приложение №2 к постановлению (распоряжению)

Администрации (Главы) города Губкинского

от _________________ № ______

2.28. При утверждении документа гриф утверждения состоит из слова утвержден (утверждена, утверждены или утверждено), согласованного в роде и числе с видом утверждаемого документа, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера.

Пример:

Приложение

Утвержден постановлением (распоряжением)

Администрации (Главы) города Губкинского

от _________________ № ___

Состав комиссии по …

2.29. Правила изложения постановляющей (распорядительной) части правового акта применяются также к изложению текста приложения.

2.30. При исключении из текста правового акта (приложения) разделов, пунктов, подпунктов изменение нумерации не производится.

Пример:

не указывается «Исключить пункт 4, пункт 5 считать пунктом 4».

2.31. При необходимости дополнения муниципального правового акта новыми разделами, пунктами, подпунктами без изменения действующей нумерации нумерация дополненных структурных единиц указывается та, за которой следуют дополняемые, со значком 1, 2.

Пример:

при действующей нумерации пунктов 1, 2, 3 в проекте указывается дополнить пунктами 1.1, 2.1, 3.1...

2.32. Проекты правовых актов по вопросам расходования бюджетных средств, финансирования или движения имущества (приватизация, передача имущества и т.д.) представляются с расчетами, сметами, пояснениями, подписанными исполнителем.

3. Согласование проектов правовых актов

3.1. До начала согласования разработчик готовит и сохраняет в электронном виде проект правового акта в программе РКК СЭДД «Lotus Notes». Для получения согласования заинтересованными структурами проект проходит электронное согласование в СЭДД «Lotus Notes».

3.2. В случае подготовки проекта нормативного правового акта разработчик обеспечивает его размещение на официальном сайте Администрации города для проведения независимой экспертизы в соответствии с действующим законодательством.

3.3. Согласование проекта оформляется визой. В обязательном порядке проекты должны быть завизированы:

непосредственным исполнителем,

его руководителем,

руководителем структурного подразделения по вопросу, входящему в их компетенцию либо если проектом предписываются конкретные поручения структурному подразделению,

заместителем главы Администрации города курирующим данный вопрос,

начальником правового управления Администрации города Губкинского (далее – правовое управление) либо уполномоченным лицом,

начальником управления делопроизводства и кадров Администрации города (далее – управление делопроизводства) либо уполномоченным лицом.

Если проектом предусмотрено расходование бюджетных средств необходимо согласование заместителем главы Администрации города по экономике и финансам либо уполномоченным лицом.

3.4. Отказ должностного лица от визирования не допускается. Имеющиеся у должностного лица возражения, замечания по проекту излагаются в отдельном заключении, которое прикладывается к проекту документа либо в тексте.

3.5. Срок согласования проекта правового акта у одного заинтересованного органа не должен превышать 3-х рабочих дней со дня получения проекта.

В случае согласования проекта Муниципальным учреждением «Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Губкинского», связанного с большим объемом, проверкой финансового обеспечения, указанный выше срок может быть продлен, но не более чем на 7 рабочих дней.

3.6. Ответственность за нарушение сроков согласования несет руководитель заинтересованного органа, на согласовании у которого находится проект правового акта.

3.7. Согласование и визирование проекта в правовом управлении проводится только после визирования всеми соответствующими должностными лицами, указанными в проекте и осуществляется в форме правовой экспертизы.

Срок проведения правовой экспертизы не должен превышать 5 рабочих дней. В отдельных случаях, связанных с большим объемом материалов, сложностью, комплексным характером, «проблемностью» проекта правового акта, правовая экспертиза проводится в срок до 7 рабочих дней.

При проведении правовой экспертизы проектов правовое управление определяет их нормативность. В указанном случае правовым управлением проводится, в том числе антикоррупционная экспертиза в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции в срок не более 8 рабочих дней.

3.8. Срок согласования проектов об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации города на финансовое обеспечение непредвиденных расходов в целях защиты населения и территории города Губкинского от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляется в день поступления проекта на рассмотрение.

3.9. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются разработчиком. В случае согласия - разработчик вносит в проект соответствующие изменения.

Если разработчик не согласен с представленными замечаниями и предложениями, он готовит мотивированное заключение и таблицу разногласий с указанием замечаний, с которыми он не согласен.

В случае несогласия с поступившими замечаниями по проекту разработчик должен обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами в целях выработки взаимоприемлемого решения. При не достижении согласия разработчик организует проведение совещания у курирующего заместителя главы Администрации города.

3.10. После внесения изменений в проект в соответствии с полученными замечаниями разработчик повторно направляет его на согласование с обязательным приложением полученных замечаний.

3.11. После прохождения электронного согласования окончательно доработанный проект на бумажном носителе с обязательным приложением листа согласования передается в управление делопроизводства.

Ответственность за идентичность текстов на бумажном и электронном носителях несет разработчик правового акта.

4. Взаимодействие Администрации города

с органами прокуратуры в нормотворческой деятельности

4.1. Взаимодействие Администрации города с Прокуратурой города в нормотворческой деятельности осуществляется путем:

а) направления проектов нормативных правовых актов на правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города;

б) направления информации об изданных нормативных правовых актах.

4.2. Проекты нормативных правовых актов после согласования всеми заинтересованными структурными подразделениями и органами Администрации города управлением делопроизводства направляется в Прокуратуру города для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы и составления заключения. В исключительных случаях в целях быстрого и своевременного принятия правового акта он может быть принят без соответствующего направления в Прокуратуру города в качестве проекта.

4.3. В случае если по истечении 10 дней в Администрацию города не поступило заключения либо поступило, но без замечаний, то проект направляется на подпись Главе города либо его заместителю в соответствии с распределением обязанностей.

При поступлении в Администрацию города заключения с замечаниями, управление делопроизводства направляет проект правового акта и заключение в день поступления разработчику для внесения соответствующих изменений в срок не позднее 7 рабочих дней. После внесения соответствующих изменений разработчик направляет проект правового акта на повторное согласование, с обязательным указанием на то, что проект направляется на согласование по заключению Прокуратуры города.

В случае если правовой акт уже принят, то разработчик готовит соответствующий проект правового акта о внесении изменений в соответствии с требованиями настоящей Методики.

5. Порядок подписания, регистрации и рассылки

муниципальных правовых актов

5.1. Проекты правовых актов прошедшие согласование в соответствии с настоящей Методикой направляются на подпись Главе города либо его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.

5.2. Вместе с проектом правового акта разработчик направляет в управление делопроизводства лист рассылки, где указывает структурные подразделения, и органы которым должен быть направлен принятый правовой акт.

5.3. Датой принятия правового акта считается дата его подписания, если в нем не установлено иное.

5.4. Принятые муниципальные правовые акты после регистрации в трехдневный срок направляются адресатам согласно листу рассылки средствами СЭДД в разделе «ОРД».

В исключительных случаях направление осуществляется электронной почтой на официальные электронные адреса.

6. Внесение изменений и признание утратившими силу муниципальных правовых актов

6.1. Внесением изменений считается:

замена цифр, слов;

исключение слов, цифр, предложений;

исключение структурных единиц;

дополнение структурными единицами, предложениями, словами, цифрами;

признание утратившими силу структурных единиц правового акта.

6.2. Изменения вносятся всегда только в основной правовой акт.

Внесение изменений в обобщенной форме в проект правового акта (замена слов, словосочетаний) с использованием формулировки «по тексту» недопустимо, за исключением внесения изменений в одну структурную единицу (пункт, подпункт, абзац).

6.3. Независимо от конкретного содержания проекта, то есть, независимо от того, имеются ли в тексте проекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение или дополнение структурных единиц, наименование проекта всегда содержит слово «изменение» в соответствующем числе.

6.4. Новый правовой акт принимается при внесении изменения в его наименование, а также в случае необходимости внесения изменений более чем в одну треть текста правового акта. При внесении изменений более чем в одну треть приложения к правовому акту, оно излагается в новой редакции.

6.5. Если при подготовке проекта правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений в ранее принятые (изданные) правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких правовых актов, а также если в правовой акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют его чтение и применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый правовой акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее принятых (изданных) актах предписания. В случае выявления необходимости таких изменений в приложение правового акта, то оно излагается в новой редакции.

Если необходимо внести изменения в середину пункта, дополнив его содержание новым абзацем, то необходимо излагать пункт в новой редакции.

Под существенными изменениями, влекущими необходимость представления новой редакции правового акта, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний.

6.6. Наименование проекта правового акта и содержание его первого пункта должны быть одинаковыми. Реквизиты правового акта, в который вносится изменение, пишутся полностью (вид, дата, номер и название).

Пример:

О внесении изменений в постановление Администрации города

от 25 февраля 2011 года №123 «Об утверждении положения ….»

1. Внести в постановление Администрации города от 25 февраля 2011 года №123 «Об утверждении положения ….» следующие изменения:

1.1.

1.2.

6.7. При внесении изменений сначала указывается структурная единица (начиная с наименьшей) а затем характер изменений. Наименование структурной единицы указывается без сокращений.

Пример:

абзац 4 подпункта 2 пункта 1 дополнить словами «…»

6.8. При внесении изменений в правовой акт, в который ранее вносились изменения, постановляющая (распорядительная) часть проекта должна содержать ссылки на все акты, вносившие изменения.

Пример:

«1. Внести в распоряжение Администрации города от 18 апреля 2011 года №586 «О порядке разработки …» (в редакции от 06.08.2012 №1833) следующие изменения: …

6.9. При внесении изменений сразу в несколько актов, регулируемых однородные (сходные) правоотношения необходимо использовать формулировку «О внесении изменений в некоторые постановления (распоряжения) Администрации (Главы) города в сфере . . .». В данном случае внесение изменений в каждый самостоятельный правовой акт оформляется отдельным пунктом.

Пример:

О внесении изменений в некоторые постановления Администрации города в сфере распоряжения жилищным фондом

1. Внести в постановление Администрации города от № «О распределении … следующие изменения:

1.1. . . . ;

1.2. . . . ;

1.3. . . . .

2. Внести в постановление Администрации города от № «О распределении жилых помещений… следующие изменения:

2.1. . . . ;

2.2. . . . .

6.10. В конце правового акта должны быть указаны ранее принятые правовые акты, которые утрачивают силу.

6.11. В проектах правовых актов о признании утратившими силу нескольких правовых актов ранее принятые правовые акты излагаются в хронологическом порядке.

В случае признания утратившим силу основного правового акта необходимо признать утратившим силу правовые акты, вносящие в него изменения.

6.12. В случае признания утратившими силу двух или трех правовых актов, то его наименование оформляется следующим образом.

Пример:

О признании утратившими силу постановлений

Администрации города от 25.03.2009 №205,

от 04.11.2012 №2034

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+
Версия сайта для слабовидящих