Отчет Главы города Губкинского за 2003 год


Дорогие губкинцы! Уважаемые депутаты!

Вспоминая и анализируя прожитый очередной год, его традиционно принято называть не легким, поворотным, знаковым. Возможно, будут правы те, кто назовет это штампами, но прошедший 2003 год я бы смело охарактеризовал именно такими эпитетами. На фоне возросшей политической устойчивости федерального центра, подтверждением чему стали и узнаваемость лиц на политическом Олимпе, и предсказуемость политического курса, и устойчивость политических предпочтений населения, что подтвердили прошедшие с небольшим временным интервалом выборы в Государственную Думу Российской Федерации и выборы Президента страны. Был дан публичный старт административной реформе в стране, о чем в последнее время много говорилось на различных уровнях власти. Нет сомнений в том, что страна давно нуждается в серьезных переменах во всех сферах общественной жизни, однако, как не редко бывало в её истории и «дров ломалось не мало». Одним словом 2003 год стал предвестником тех кардинальных перемен, которые ждут страну в ближайшем будущем и это, думаю, уже почувствовали многие. Однако, от глобальных общегосударственных тенденций вернемся к событиям и процессам которыми жил город и его жители, над чем работали органы местного самоуправления города Губкинский. 2003 год был весьма благоприятным для экономики страны здесь сыграли свою роль многие факторы: - благоприятная ценовая конъюнктура на энергоносители; - заметный рост производительности труда в ряде отраслей экономики; - рост капиталовложений в реальный производственный сектор и т.д. В русле данной тенденции развивалась ситуация и в Губкинском. Вот основные показатели, характеризующие развитие экономики города. 
По сравнению с 2002 годом выросла добыча: 
• Природного газа на 3 %; 
• Попутного газа на 8.5 %; 
• Компремированного газа на 16 %; Инвестиции в объекты производственного назначения выросли более чем в 2 раза (212 %). Правда, на 2 % упала добыча нефти. Как следствие поступательного развития экономики города стали достижения в социальной сфере:
 • На низком уровне сохранилась зарегистрированная безработица – 2% от экономически активного населения;
 • На 11 % возросли реальные денежные доходы в расчете на душу населения. Администрация города приветствует достигнутые нашими предприятиями успехи, тем более что 98 % всего объема промышленного производства города сосредоточена на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. Считаю, что в отмеченных выше позитивных тенденциях есть толика и нашего труда. Ведь одной из важнейших функций органов местного самоуправления в целом и Администрации города в частности, считаю обеспечение благоприятного инвестиционного климата в городе. Общеизвестно, что инвестиции в экономику это – рабочие места, налоги в местный бюджет, новые горизонты развития. Особенно это важно в условиях ежегодного урезания бюджета. Желающих получить инвестиции сейчас в стране более чем достаточно. Поэтому, в этой конкуренции преуспеет тот, кто помимо всего прочего обеспечит инвестору благоприятные условия для развития бизнеса. А это, прежде всего социальная стабильность и развитая городская инфраструктура. Мы прекрасно понимаем и неустанно работаем над этим. На сегодняшний день многого в этом плане мы уже добились:
 • В городе в целом благоприятная криминальная обстановка. На протяжении ряда лет, начиная с 2000 года, снижается общее количество зарегистрированных преступлений. Впрочем, полагаю, что и без цифр губкинцы ощущают, что в этом плане наш город значительно благополучнее большинства населенных пунктов Российской Федерации;
 • В наличии полный комплекс социальных и рыночных элементов инфраструктуры – первоклассный гостиничный комплекс, соответствующий уровню 4 звезд, кстати, в прошедшем году открыт дополнительный филиал гостиницы в первом микрорайоне и количество гостиничных мест у нас возросло до 167; предоставляют услуги населению несколько серьезных банков;
 • Одним из слабых мест у нас была связь. Однако благодаря совместной подготовительной работе специалистами ОАО «Уралсвязьинформ» в кратчайшие сроки в 2003 году проложено около 10 километров оптоволоконного кабеля, что уже в ближайшее время позволит превратить этот недостаток в наш серьезный козырь. Это даст губкинцам возможность получать услуги связи гораздо более высокого качества, в т.ч. высокоскоростной доступ к сети Интернет, появились перспективы развития городской компьютерной сети, видео телефонии, многоканального кабельного телевидения и т.д. 

Проблему же телефонизации, уровень которой по городу на сегодняшний день составляет около 90%, мы решим раз и навсегда! Иметь дома стационарный телефон смогут абсолютно все желающие. Кроме того, в результате осуществленных работ ОАО «Уралсвязьинформ» уже в 2004 году ликвидирует большую часть своих воздушных линий связи, что помимо всего прочего улучшит эстетический облик города. В этой связи мы хотели бы видеть большую активность в вопросе реконструкции магистральных и внутриквартальных сетей связи и выхода на новый качественный уровень предоставления услуг со стороны другого нашего оператора связи ООО «Пурсатком». Таким образом, у Губкинского есть все необходимое, что бы обеспечить благоприятные условия для самых серьезных инвестиционных проектов. Разве что не достает собственного аэропорта! Есть у нас уже в этом плане и серьезные достижения: в 1999-2000 годах основные инвестиции в экономику муниципального образования обеспечил ЗАО «Пургаз»; в 2000-2001 годах активные инвестиции шли на развитие ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз»; 2003 год стал, наконец, то прорывом в решении вопросов развития «Губкинского ГПК», инвестиции на его реконструкцию и развитие выросли по сравнению с предыдущими годами в 500 раз.

Это позволило выдерживать высокие темпы работ в рамках программы развития Губкинского газоперерабатывающего комплекса до 2007 года. Её полная реализация позволит предприятию обеспечить 100 % утилизацию попутного газа в регионе, осуществлять его осушку, компремирование, вырабатывать ШФЛУ. Следует подчеркнуть, что ОАО «Губкинский ГПК» является важнейшим звеном в процессе дальнейшего развития в нашем регионе нефтедобывающих предприятий. Это определяется, в том числе экологическими требованиями. Необходимость переработки попутного газа требует координированной деятельности Газоперерабатывающего комплекса и Пурнефтегаза. Работа в этом направлении идет, подписана Декларация о создании совместного предприятия. Таким образом, выход ОАО «ГПК» в перспективе на переработку 5,5 миллиардов кубометров газа в год должен быть тесно увязан с программой развития главного поставщика сырья – ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз». Очень нужна городу нефтепереработка. 

Это крайне необходимо как с точки зрения обеспечения нового импульса социального развития, так и, прежде всего для обеспечения устойчивости городского бюджета в свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации. Однако, несмотря на все наши усилия, переход проекта в практическую плоскость задерживается. Прежде всего, это связано с необходимостью тщательной проработки коммерческой стороны вопроса: перспектив сбыта и транспортировки готовой продукции, емкости и географии рынка. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий». Особо хочу остановиться на ситуации связанной с нашим главным градообразующим предприятием ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз». Нельзя сказать что его лихорадило, но на рубеже 2002 – 2003 годов там ощущалось напряжение и это, учитывая его значимость для города почувствовали все. Накопилось много вопросов по управляемости коллектива, производственной дисциплине и т.п. Смена в марте 2003 года генерального директора и приход С.В. Землюка дал, на мой взгляд, позитивную динамику предприятию. Помимо материально-технических вопросов, крайне важных для производственной деятельности новому генеральному директору пришлось решать и вопросы социальные, не менее важные как для эффективности производства, так и для социальной стабильности в городе. А. Повышение зарплат, а для ряда категорий работников существенное, значительно снизило социальную напряженность внутри коллектива и в семьях нефтяников; Б. Разрешение проблемы задолженности перед подрядными организациями, расположенными в Губкинском, достигшей почти 200 миллионов рублей. Усугубляла ситуацию и имевшая место практика расчета векселями. В результате только на дисконте подрядчики теряли до 14% заработанных средств.

Все это крайне болезненно отражалось на социальном климате внутри трудовых коллективов, сдерживало развитие их производственных мощностей, снижало конкурентоспособность на рынке услуг. Учитывая, что основная масса подрядчиков «Пурнефтегаза» это местные предприниматели, излишне говорить об актуальности данной проблемы для города. В этом вопросе наметились позитивные перемены. Ликвидированы вексельные расчеты. «Пурнефтегаз» вышел на текущие платежи подрядным организациям. И хотя проблема не снята окончательно, учитывая сохраняющуюся задолженность НК «Роснефть» перед своими подрядчиками, я благодарен Степану Васильевичу за то, что он откликнулся на мое обращение, внимательно изучил все аспекты данного вопроса и обозначил реальные перспективы и сроки решения этой действительно крайне важной общегородской проблемы. 

В свою очередь органы местного самоуправления, понимая насколько сложно руководству промышленного предприятия нести груз несвойственных ему функций, пошли на ускорение процесса передачи в муниципальную собственность и обслуживание ведомственного жилья. В результате в 2003 году на баланс города передано 62438,46 м2 жилья, в том числе 17 общежитий и 18 жилых дома от ОАО «НК «Роснефть- Пурнефтегаз», 5 общежитий и 4 жилых дома от ОАО «Губкинский ГПЗ», 2 общежития и 4 жилых дома от ООО «Ноябрьскгаздобыча». При этом необходимо отметить, что хоть данный процесс и обусловлен нормами и требованиями Федерального законодательства, приемка на баланс ветшающего жилищного фонда и, особенно, общежитий некапитального исполнения, гирями ложатся на городской бюджет.

Поэтому, очевидно, что обоюдные шаги навстречу друг другу, основанные на взаимопонимании сторон, единственно возможный вариант конструктивных взаимоотношений субъектов городской политики. Однако за в целом благоприятными цифрами экономических показателей скрываются сложные и не всегда позитивные процессы. В стране проводятся налоговая реформа и реформа межбюджетных отношений, главным содержанием которых стали централизация бюджетных ресурсов и децентрализация официальных бюджетных полномочий. Такая политика Федерального центра ограничивает возможности саморазвития регионов, ставит их в зависимость от центральных органов власти. Показательна в этом плане ситуация с которой сталкивается ЯНАО, ежегодно теряя в связи с налоговыми новациями значительные суммы из своего бюджета. Что же касается Губкинского, то город попал в крайне не благоприятную и двусмысленную ситуацию. Являясь фактически донором бюджетов всех уровней и разнообразных Государственных фондов, в результате вывертов налогового законодательства, Губкинский на 46% формирует свой собственный бюджет через дотации. В подтверждение данного тезиса сообщу, что общая сумма налогов и неналоговых доходов, собранных на территории города в бюджеты всех уровней и фонды за 2003 год составила более 13 миллиардов рублей. Губкинскому же от этого «пирога» достается не более 5-6%. 

Кроме того, если в 2001 году налоги ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз» в городском бюджете составляли 63%, то в 2003 году как результат вступивших в силу изменений налогового Кодекса, их доля снизилась до 10,6%. Такое положение совершенно не нормально, оно объективно отбивает у местных властей всякое желание заниматься наращиванием налогооблагаемой базы, развитием экономики муниципального образования, провоцирует иждивенческие настроения. Однако, мы понимаем что никакие концептуальные подходы в отношение перспектив развития города не должны стать некими отдаленными миражами никак не связанные с реальной жизнью граждан. Считаю, что органы местного самоуправления для того и существуют, чтобы в повседневном контакте с населением выявлять и решать его насущные проблемы.

Именно так понимая собственное предназначение, мы стремимся год от года улучшать качество жизни губкинцев. Для понимая главных проблем, которые беспокоят горожан крайне важна обратная связь с населением. Общаясь с жителями на приемах по личным вопросам, проводя «Прямые эфиры» на телевидении, получая информацию через социологические опросы населения, анализируя письменные заявления граждан в Администрацию и просто общаясь на улице, считаю, что достаточно хорошо информирован о главных проблемах которые тревожат население. 1. Безусловно, одна из острейших проблем нашего города, как в прочем и всей страны, жилищная. Масштабы проблемы остаются очень значительными. В целом по городу в очереди на улучшение жилищных условий стоит более 3,5 тысяч семей. Кроме того, не решена проблема ветхого и инвентарного жилья. На 1 января 2004 года на промышленной зоне проживает 178 семей, плюс 14 семей в признанном аварийным доме № 8 в 5 микрорайоне. В прошедшем году Администрация города прилагала максимум усилий для решения указанной проблемы. Были мобилизованы все имеющиеся финансовые ресурсы. 
• За счет средств окружного бюджета был впервые осуществлен снос аварийного дома № 12 в 5 микрорайоне, в результате жилищные условия улучшили 18 семей. Из ветхого и инвентарного жилья с промзоны и поселка «Встреча» переселено 12 семей. Ряд предприятий города, в частности ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз», ОАО «Пурнефтеотдача», Комсомольский газовый промысел, ЗАО «Пургаз» строили жилье для своих кадров. В результате совместными усилиями в 2003 году построено 21,5 тысяч квадратных метров жилья, что в абсолютном исчислении уступает лишь переживающей строительный бум столице автономного округа городу Салехард. Из расчета же на душу населения мы абсолютные лидеры по жилищному строительству на Ямале.

 • Однако, очевидно, что даже при сохранении таких темпов жилищного строительства на решение проблемы уйдут десятилетия. Поэтому, как я уже неоднократно объяснял губкинцам, необходимо каждому думать о решении собственной жилищной проблемы. Главным в этом я считаю изменение взглядов и отношения населения к данной проблеме. Что делать? Прежде всего, необходимо использовать различные уже реально работающие кредитно-финансовые схемы в том числе: 1. ипотечное строительство которое начинает набирать обороты. К сожалению, долгое время ипотека была лишь фетишем, о котором много говорили, связывали надежды, но за которым не было практических дел. Однако, теперь, когда за дело взялись серьезные банки, заинтересованные в этом и способные вкладывать в ипотеку значительные средства, думаю, дело пойдет; 2. Привлечение средств населения для участия в долевом строительстве, которое успешно реализуется в городе уже около 6 лет. Теперь это возможно как через Администрацию города, так и через предпринимательские структуры, которые в прошедшем году начали строительство по такой же схеме дома в 9 микрорайоне.
 • Население часто сетует на высокую стоимость строительства жилья в городе и, как следствие недоступность его для основной массы населения. Будем откровенны для значительной части губкинцев самостоятельное строительство нового жилья на сегодняшний день не доступно. Но, скажу губкинцам следующее: а) строительство нового капитального жилья нигде в мире не является дешевым занятием; б) это серьезные капиталовложения, которые семья делает раз в жизни, а затем использует жилье как капитал с возможностью обмена, продажи с последующим приобретением в городе или на новом месте жительства; в) как показали социологические опросы у нас в городе и опыт работы структур, занимающихся коммерческим строительством в Губкинском, есть немало семей, которые хотят, а главное могут инвестировать личные средства в жилищное строительство; г) сравнивая стоимость строительства квадратного метра жилья в Губкинском с соседними городами Ямала, следует отметить, что она у нас не самая низкая, но и не максимальная.

 Мы заметно уступаем по стоимости квадратного метра жилья городам Новый Уренгой, Салехард и держим примерный паритет с Ноябрьском. Таким образом, убежден, что сегодня просто не существует иных реальных вариантов решения жилищной проблемы. Лишь совместные усилия населения, предприятий, организаций и властных структур продвинут её решение. Идти придется долго, но альтернативы просто нет. 2. По-прежнему на острие внимания населения вопросы, связанные с коммунальной сферой. И хотя в прошедшем году нам удалось обеспечить предоставление губкинцам тепла, воды, электроэнергии без серьезных сбоев, для меня совершенно очевидно, что без изменения отношения к данному вопросу со стороны федерального центра она будет лишь усугубляться. Коммуналка нуждается в серьезных финансовых вложениях для обновления, а где - то и полной замены изношенных основных фондов. Но то ли понимание проблемы отсутствует, то ли средств нет, но дальше перекладывания всей тяжести оплаты за жилищно-коммунальные услуги на население дело не пошло. Не смотря на широко разрекламированные заявления господина Грефа, о пересмотре ранее принятых решений на деле ничего не изменилось. По федеральным стандартам Ямал уже с 2004 года должен оплачивать 100 % стоимости жилищно-коммунальных услуг. 

Окружные власти, стремясь смягчить удар по населению, остановились на 90%. Мы в Губкинском уже более 2 лет, начиная с 2002 года, сохраняем уровень 80 % стоимости жилищно-коммунальных услуг. В прошедшем 2003 году были внесены некоторые коррективы в тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Так, с целью большей прозрачности и контроля населения за набором реально предоставляемых жилищных услуг с 1 мая в разряд платных переведены ряд видов технических работ выполняемых внутри квартир. В результате, это позволило снизить тариф по содержанию и текущему ремонту жилья на 25%. Кстати, для наиболее полного информирования губкинцев совместно со специалистами предприятий жилищно-коммунальной сферы и Администрации города был подготовлен и бесплатно распространен специальный выпуск «Вестника Администрации» тиражом в 3000 экземпляров, в котором опубликована местная нормативно-правовая база ЖКХ города Губкинский с комментариями. Таким образом, несмотря на инфляционный пресс, который выразился в росте отпускных цен на электроэнергию, газ, централизованное увеличение ставок рабочим предприятий жилищно-коммунального комплекса, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2003 году не были увеличены. 

Реально же возросшие издержки легли на плечи предприятий жилищно-коммунальной сферы, что, безусловно, негативно сказалось на их финансово-экономическом и материально-техническом состоянии. Такая ситуация не может продолжаться длительное время и в 2004 году они будут просто вынуждены увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, в этом важнейшем с точки зрения сохранения социальной стабильности вопросе не может быть никакой самодеятельности. Решение по изменению экономически обоснованных тарифов принимается городской комиссией по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги при обязательном учете результатов независимой экспертизы. Частично возросшие издержки предприятия жилищно-коммунальной сферы смогли погасить благодаря мероприятиям в рамках программы энергосбережения. Мы уже давно взяли курс на рачительное использование ресурсов и добились в этом плане определенных успехов. В частности в прошедшем году на трех школах и трех детских садах установлены узлы учета и регулирования тепла и воды. В целом экономия тепловой энергии по объектам бюджетной сферы составила 28%. 

Особенно хочу отметить за успехи в рамках данной программы МУП «ГГЭС». Предприятие методично, из года в год осуществляет эффективные мероприятия по энергосбережению. Только внедрение в 2003году интеллектуального электрического счетчика для применения двухставочного тарифа при учете расхода электроэнергии позволило снизить затраты на оплату уличного освещения более чем на 600 тысяч рублей. Считаю данное направление работы всех предприятий жилищно-коммунальной сферы обязательным и крайне важным. Более того, предлагаю всем губкинцам задуматься над своими личными «программами» по минимизации и более эффективному расходованию воды и тепла. Жизнь показала, что при переходе населения на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг установка приборов учета расходования воды и тепла разумный и выгодный шаг. Задача же I-го заместителя Мэра города – Скиданова А.А., МУ «Главное управление жизнеобеспечения города» отработать эффективную схему установки и сервисного обслуживания приборов учета для населения. Другой важнейший вопрос качество жилищно-коммунальных услуг. Несомненно, оно оставляет желать много лучшего. 

И здесь есть объективные причины: а) невысокая зарплата, которая обусловливает дефицит классных специалистов; б) нет достаточных капиталовложений, что приводит к старению основных фондов, не позволяет в необходимом объеме развивать материально-техническую базу предприятий. Например, уже ряд лет городские канализационно-очистные сооружения работают более чем с двукратной перегрузкой, а водоочистные сооружения с полутора кратной перегрузкой; в) буксует процесс демонополизации в сфере жилищных услуг на который, не скрою, мы возлагали большие надежды. Так в конкурсе на размещение муниципального заказа по содержанию жилищного фонда 6 и 7 микрорайонов приняла участие лишь одна организация. Нежелание частного бизнеса работать в жилищно-коммунальной сфере связано, прежде всего, с износом жилищного фонда более чем на 45%, а также несвоевременной оплатой населением оказанных услуг. Существуют и субъективные причины: 
• Руководство некоторых коммунальных предприятий не смогло грамотно организовать работу, к тому же имели место и финансовые нарушения. В результате чего в частности сменилось руководство в МУП «УЖКХ».
 • Имеет место иждивенческий подход, когда муниципальные унитарные предприятия надеялись исключительно на дополнительное финансирование из бюджета. Мы избежим этого после упразднения МУПов и акционирования многих из них. Первый опыт уже есть, на базе МУП «УЖКХ» с 01.01.2004 года сформировано ОАО «Жилкомсервис». Мы ждем от него кардинального изменения в организации работы и подходах. Но существует проблема, которая может похоронить все начинания. Уход от иждивенчества, включение рыночных механизмов, опора на собственные силы возможны лишь при своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг населением. И здесь у нас далеко не все благополучно. На протяжении 2003 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги колебался в пределах 26,5 миллионов рублей, т.е. в пределах 2,5 месяцев задолженности при среднемесячном начислении. Об этом неоднократно говорили специалисты коммунальных предприятий, средства массовой информации, я лично обращался к населению, подавались судебные иски на злостных неплательщиков. Но кардинальных изменений в ситуации нет! Сейчас в стране широко обсуждаются последствия вступления в силу поправки к Федеральному Закону «Об основах федеральной жилищной политики», в котором прописано положение, позволяющее по решению суда переселять квартиросъемщиков, имеющих задолженность за жилищно-коммунальные услуги минимум за полгода, в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития (ст. 15.5 ответственность граждан за оплату жилья и коммунальных услуг).
Скажу прямо у меня двоякое отношение к такого рода законодательным актам. С одной стороны в условиях, когда долг населения за жилищно-коммунальные услуги достигает астрономических сумм, а деньги эти крайне необходимы предприятиям жилищно-коммунального комплекса на закупку оборудования, запчастей, на заработную плату, кстати, весьма невысокую по нынешним временам, такой реальный рычаг стимулирования населения, представляется весьма своевременным. Тем более что предприятия жилищно-коммунального комплекса акционируются, выходят в самостоятельное плавание лишаются бюджетной подпитки и могут рассчитывать только на средства от потребителей их услуг. С другой, как глава местного самоуправления, власти наиболее тесно контактирующей с населением, ежедневно сталкиваюсь с реальными житейскими проблемами, и с человеческими драмами.

 Я как никто другой прекрасно знаю, что в жизни, а в наше нелегкое время особенно, нередки случаи трудно разрешимых проблем. И помня известную житейскую мудрость «От сумы, и от тюрьмы не зарекайся» просто рука не повернется взять, да и вышвырнуть человека из квартиры. Однако, в нашем городе нередки случаи, когда и доходы немалые, и ситуация благополучная, а заплатить, обязательные на мой взгляд, платежи за жилищно-коммунальные услуги рука не поднимается. Поэтому, убежден с каждым конкретным случаем следует разбираться отдельно. Но заявляю прямо, те должники, кто может заплатить, но не делает этого, снисхождения не будет. И здесь я хотел бы поставить жирную точку, слишком долго мы занимались уговорами! 3. Уровень цен на товары и услуги. Роль Администрации города я вижу в создании условий для развития в Губкинском цивилизованного рынка. Работа эта разноплановая и комплексная. Во-первых, необходимо нарастить торговую инфраструктуру, включая торговые площади, оптовые базы и т.п. То есть все то, что считается базовыми элементами рынка, и без чего невозможно его функционирование.

Отмечу, что мы вышли на необходимый уровень обеспеченности этими объектами и теперь осуществляем качественное приращение. ТЦ «Меркурий», перестроенный по примеру современных супермаркетов, ТЦ «Ямал-Пурпе», готовящиеся к сдаче или проектируемые ряд других торговых объектов, безусловно, поднимут услуги торговли на качественно новый уровень. Во-вторых, поддержка инициативы молодых предпринимателей, имеющих желание работать в этой сфере и занять в ней свою нишу. Именно для этого мы создали «Фонд поддержки предпринимательства», который оказывает реальную помощь этим людям через предоставление помещений под офис, информационную и технологическую помощь, обучение на специализированных семинарах. Мы надеемся, что придет новая генерация современных предпринимателей, которые принесут новые идеи, практику безусловного уважения к закону и потребителю. Это крайне важно, так как здесь у нас существуют серьезные проблемы, в т.ч. непрекращающиеся факты обсчета покупателей, реализация некачественной продукции и т.п. С этими фактами мы будем бороться всеми возможными методами, включая закрытие магазинов одиозных нарушителей. А тем, кто работает цивилизованно, окажем поддержку, как, например, произошло с предпринимателями, у которых возникли серьезные проблемы с задержкой платежей за выполненные объемы работ для ОАО «НК «Роснефть-Пурнефтегаз». Еще один момент, о чем я хотел бы сказать. 

В свое время Администрация города и я лично подвергались серьезной критике со стороны предпринимателей за якобы вмешательство в честную конкуренцию, в связи с созданием и поддержкой МУП «Губкинский торговый дом». Прошло время, и предприятие успешно выполнив свою функцию на этапе формирования элементов цивилизованного рынка, в прошедшем году прекратило свое существование. Схожая ситуация произошла с МУП «Губкинский молокозавод». Предприятие обеспечило надежное обеспечение губкинцев важнейшим продуктом питания в то время, когда его поставки извне были не стабильны. В настоящее время у молокозавода произошло изменение формы собственности. Считаю важным заострить на этом внимание, прежде всего потому что: а) такая организационная форма предприятий как МУП постепенно уходит в прошлое. Очевидно, что в современных условиях для повышения конкурентоспособности предприятию необходим эффективный менеджмент. Поэтому большинство МУП ждет акционирование; б) в разряде казенных целесообразно, на наш взгляд, оставить лишь немногие предприятия, отвечающие за жизнеобеспечение населения. При этом решение о целесообразности перевода предприятия из числа МУП в казенные принимается совместно администрацией и Городской Думой. По прежнему в центре нашего внимания в прошедшем году оставались вопросы благоустройства и озеленения города. Несмотря на наличие у горожан различных, подчас прямо противоположных суждений относительно целесообразности этих работ, о которых я информирован, все же подавляющее большинство губкинцев считает их необходимыми. В результате были выполнены работы по посеву 4,3 га трав, посадки 8,7 тыс. штук деревьев и кустарников и 16 тыс. штук цветочной рассады. С целью сохранения объектов озеленения и благоустройства установлены ограждения у жилых домов и детских игровых площадок во 2, 5, 9 микрорайонах. 

Реконструированы три светофорных объекта с заменой оборудования и устройствам ограждений на перекрестках. С помощью ОАО «НК «Роснефть- Пурнефтегаз» осуществлен ремонт внутриквартальных проездов в 1, 7 микрорайонах, устроены 4 автостоянки в 1, 6 микрорайонах и 6 детских игровых площадок в 1, 6, 11, 12 микрорайонах. ЗАО «Пургаз» установил детский игровой комплекс в 14 микрорайоне. В рамках программы «Светлый город» продолжено развитие наружного освещения улиц и микрорайонов. Проведена реконструкция 9,7 км. линий наружного освещения. В общем, сделано немало и выполненные в рамках программы благоустройства и озеленения работы позволили существенно облагородить лицо города. Немало нареканий у губкинцев вызывает состояние городских дорог. Несмотря на выполненный значительный объем ремонтных работ наши дороги далеко не идеальны. Причин здесь несколько: 1. отсутствие вдоль некоторых дорог продольных лотков для сбора и отвода талых вод и водопропускных труб, которые не были выполнены изначально; 2. качество выполняемых ремонтно-строительных работ; 3. проявление безразличия, граничащего с преступной халатностью со стороны работников некоторых фирм. Яркий пример - случай произошедший в летний период на улице Школьной между 1 и 2 микрорайонами. При выполнении подрядных работ с использованием тяжелой гусеничной техники работниками ООО «Лабиринт», руководитель Люмах С.В., было сильно повреждено покрытие дороги. Такое поведение непозволительно! Виновники обязаны восстановить поврежденный участок дороги. Не удалось решить в прошедшем году вопрос достройки объездной дороги. Весь год ушел на переговоры и согласования с окружными структурами. Правда, результатами этих переговоров стало включение данного объекта в титул строительства на 2004 год. И здесь особую благодарность я выражаю нашему депутату в Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В.Балдуеву за его принципиальность и настойчивость в решении этого крайне важного для города вопроса. Стабильно в прошедшем году функционировали учреждения социальной сферы города, хотя традиционно проблем в этом секторе городского хозяйства немало. Пожалуй, общее для всех направлений – в значительной степени физически и морально устаревшая материальная база учреждений. Возможности бюджета города не позволяют быстро и сразу по всем направлениям решать эту проблему. Поэтому приходится группировать усилия на первоочередных объектах. Значительно в 2003году удалось продвинуться в строительстве Больничного комплекса. Освоено 211,74 миллиона рублей и, несмотря на уже традиционные задержки с финансированием, мы вышли на финишную прямую, сдача этого многострадального, но такого нужного губкинцам объекта не за «горами».

 Однако, хочу предостеречь руководство городской больницы – новое здание и оборудование автоматически не решат всех накопившихся проблем. Необходимо всерьез заняться перестройкой работы коллектива больницы и в частности: - повышать профессиональный уровень персонала; - менять отношение к пациентам; - подтягивать уровень работы некоторых служб и отделений. Даже визуально заметно, как быстро в прошедшем году строилась новая школа в 9 микрорайоне. Учитывая положение в городе со школами - степень износа, некапитальное исполнение и т.п. данный объект нам крайне необходим. Впрочем, как и современный детский сад. Проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях стоит по городу очень остро. Однако, такой объект лишь в перспективных планах. Существует пока лишь в виде проектно-сметной документации и здание городского профессионального училища. Потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров стоит остро по всей стране. Кроме того, решение вопроса успешной социализации молодежи, нахождение ею своей дороги в жизни параллельно снимет многие другие серьезные проблемы, в том числе молодежной преступности, наркомании и т.п. Поэтому, я предлагаю строить этот объект, как говорится «всем миром». Предприятия получат местных квалифицированных специалистов адаптация и обустройство, которых существенно проще, а городское сообщество решит целый «букет» проблем. Проигравших не будет! 

Существуют, однако, проблемы другого рода. На протяжении многих лет население жаловалось на ограниченный набор вариантов проведения досуга. Мол, кроме ресторанов и сходить некуда. В качестве же предложения высказывалось пожелание открыть в городе кинотеатр. Кинотеатр в городе появился и что?! Посещаемость крайне низка, хорошо, если на сеансе присутствует 3-4 десятка кинозрителей. Мне могут возразить, что рекламы недостаточно, репертуар не тот и пр. Не исключаю всего этого. Но главное, думаю все - таки в другом. Многие губкинцы удивительно пассивны в плане организации собственного досуга. Проведенное в городе социологическое исследование показало, что господствующими формами досуговой деятельности у губкинцев являются бытовые занятия и пассивный досуг в виде просмотра телевидения, видео, посещения ресторанов и гостей. Активный же досуг - увлечение физической культурой и занятия по интересам в домах культуры, посещение концертов у нас не в чести.

Губкинцы! Я обращаюсь к вам!

 Вы можете сделать жизнь интереснее и разнообразнее, все в ваших руках! Что же касается дополнительного набора предложений, то чем это не сфера приложения сил для городских предпринимателей?! Могу даже подсказать направления работы. В Губкинском на сегодняшний день ощущается острая нехватка таких, например, досуговых объектов как фитнесс центр, кегельбан, тренажерные залы. Заполнение этой пока еще свободной ниши услуг может стать хорошим бизнесом и одновременно большим благом для населения. Что касается детей и подростков, то здесь положение с организацией активного досуга обстоит значительно лучше. Считаю, что существенную роль в этом сыграла общегородская программа военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В ней мы постарались объединить многие направления работы с молодежью. Это и молодежная политика, и физкультура, спорт, и культура, и образование. Приняли активное участие в реализации программы и городские средства массовой информации. Такой комплексный подход уже начал давать результат. Нашим опытом заинтересовались соседи из Ямало-Ненецкого автономного округа. Что ж, почему бы ни поделиться наработками с коллегами! Есть поступательное движение и в развитии в городе массовой физической культуры и спорта. 

Более того, массовость, как и положено, начала давать результаты и в спорте высших достижений. В 2003 году впервые жители Губкинского удостоены высоких званий чемпиона мира и международного гроссмейстера! Чемпионами мира стали Николай Чипсанов - по каратэ и Рим Азизов – по армспорту. Александр Обухов – обладатель высокого шахматного звания международного гроссмейстера. Это спортивные звезды первой величины, наша гордость! Но все же, безусловным приоритетом для нас является вовлечение в регулярные занятия физической культурой максимального числа губкинцев. Главный резерв в этом направлении члены трудовых коллективов. Думаю, значительно улучшило бы ситуацию введение на всех предприятиях и в организациях города ставки освобожденного организатора физкультурной работы.

Право, расходы невелики, а эффект огромный! В целом же мы все больше приходим к выводу, что сверхзадача, которую мы стремились решать последние годы – популяризация и внедрение в повседневный быт губкинцев здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом, есть составная часть глобального процесса, создания благоприятной для жизни гармоничной городской среды обитания и формирования здорового образа жизни. Составными частями этого процесса, в том числе являются:
1. состояние здоровья населения и городской окружающей среды;
2. положение с занятостью и характер труда населения;
3. возможности рекреации и досуговой деятельности; 
4. состояние общественной безопасности и социально-психологического климата в городе; 
5. качество жизни (реальные доходы, жилищные условия, питание); 6. наличие перспективы развития города и общественной инициативы. Лишь при эффективном взаимодействии представителей всех указанных сфер возможен прорыв в решении главной задачи, на которую сориентирована деятельность всех уровней власти – повышение качества жизни населения. Нельзя сказать, что в своей работе мы не уделяли внимания всем этим направлениям.

Однако целостное понимание того насколько это взаимоувязано пришло лишь в результате серьезного изучения концепции общероссийской программы «Здоровый город». Думаю, нам следует использовать данные наработки и методики с целью наиболее точного понимания масштабов собственных достижений и приоритетов в дальнейшей работе. А пока для меня, очевидно, что без осознания городским социумом: властями, населением, хозяйствующими субъектами – коллективной ответственности за охрану здоровья и улучшение городской среды, эффективное решение проблемы невозможно! Важнейшим общественно-политическим событием в жизни Российской Федерации стали предпринятые руководством страны поистине революционные шаги в рамках проводимой административной реформы. Сам этот термин вобрал в себя весьма разнородные по направлениям, но, очевидно, увязанные в единую концептуальную канву законодательные акты, кардинально меняющие наборы полномочий во всех властных конфигурациях: 1. между Федеральным центром и субъектами Федерации; 2. внутри сложно построенных субъектов Федерации; 3. между государственными органами власти и органами местного самоуправления. Прежде всего, необходимо остановиться на новом законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом в октябре 2003 года. Нельзя сказать, что предыдущий закон, которым мы руководствовались на протяжении 8 лет, был идеальным. В нем было не мало недостатков, разночтений и «ловушек». Чего только стоят пресловутые не финансируемые мандаты!

 Однако, органы местного самоуправления по всей стране, которые, кстати, и создавались в соответствии с положениями этого Федерального Закона, в целом приспособились к установленным правилам игры. Более того, муниципалитеты Ямало-Ненецкого автономного округа вполне успешно, на мой взгляд, выполняли закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Новый же закон вносит существенные коррективы в уже сложившуюся систему, к тому же, по моему мнению, в сторону ущемления прав органов местного самоуправления. Многие полномочия передаются на уровень субъекта Российской Федерации, изменены акценты и зоны ответственности по сохраняющимся направлениям, вводится двухуровневая система местного самоуправления. Столь серьезные изменения в законодательстве повлекут также изменения и в финансово-имущественные основы местного самоуправления, в их территориальное устройство. Несмотря на то, что закон полностью вступает в силу с 2006 года, необходима серьезная предварительная проработка его положений. 

С этой целью совместно с консультантами из хорошо нам знакомой фирмы «ГеоПроджект Менеджмент» был организован семинар, в рамках которого созданные рабочие группы глубоко проанализировали складывающуюся ситуацию и дали конкретные предложения по отработке выявленных узких мест. Одновременно мы активно включились в работу по формированию обоснованных предложений по вопросу территориального устройства местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе. Отмечу, что необходимость в корректировке системы управления автономного округа, что называется, назрела.

 Еще весной 2003 года свои соображения по этому поводу я изложил в статье «Ямал на рубеже веков. Новые реалии – новые подходы в управлении регионом», опубликованной в окружной газете «Красный Север», а затем перепечатанной некоторыми местными газетами муниципальных образований. Главная идея статьи – необходимо менять подходы в организации системы управления регионом, активнее вовлекать в хозяйственно-экономическую, социо-культурную, организационно-управленческую жизнь автономного округа ресурсы ямальских городов, одновременно укрепив их налогооблагаемую базу. Убежден, что только в этом случае у наших северных, по большей части моно профильных городов есть будущее, также как и у Ямала в целом. Именно в русле данного подхода мы подготовили и представили в Администрацию автономного округа наши предложения по корректировке территориального устройства местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках нового законодательства.

 В целом же, уверен, работу по подготовке к вступлению в силу нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо продолжать. Другой Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» хоть и не касается на прямую органов местного самоуправления, вызвал бурную и по большей части негативную реакцию населения Ямала, большинства субъектов РФ, имеющих статус автономного округа. Виной тому пресловутая статья 26.6 данного закона. В соответствии с этой статьей 24 из 41 полномочия изымаются из ведения автономного округа и переходят в ведение Тюменской области. Естественно, что вместе с полномочиями уходят и финансы, закрепленные для их исполнения. А это около 40% бюджета ЯНАО. Даже беглый взгляд на перечень изымаемых полномочий, а это в частности строительство и содержание автодорог, организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения, предоставление среднего общего и дополнительного, начального и среднего профессионального образования, организация оказания специализированной медицинской помощи, организация обязательного медицинского страхования неработающего населения, обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания различных категорий граждан, свидетельствует о коренном изменении статуса автономного округа, его неравном, подчиненном относительно Тюменской области положении. Не буду останавливаться на правовых аспектах, связанных с принятым законом, скажу лишь, что лично у меня есть большие сомнения относительно соответствия статьи 26.6 этого закона Конституции Российской Федерации.

А вот что уже сейчас вызывает у меня как главы местного самоуправления города большую тревогу так это сохранение уровня и качества жизни губкинцев, обеспечение высокой степени надежности систем жизнеобеспечения в условиях Крайнего Севера. Революционные по своей сути и краткосрочные по срокам их внедрения, ведь закон вступает в силу уже с 2005 года, изменения в системе управления и финансового обеспечения территории огромного региона могут нарушить годами наработанные устойчивые элементы и связи. А то, что это не пустые опасения, свидетельствует тот факт, что, несмотря на все усилия, новая система управления еще не построена, новые нормативы и схемы по формированию бюджета на будущий год до нас не доведены. Да и предварительные расчеты бюджетной обеспеченности по нормативам юга Тюменской области показывают её кратное снижение по всем компонентам социальной сферы. Именно этой обеспокоенностью было вызвано принятие Советом общественных объединений муниципального образования город Губкинский Обращения к Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неелову и председателю Государственной Думы ЯНАО С.Н. Харючи, в котором 12 руководителей общественных и религиозных объединений города высказали свою поддержку усилиям исполнительной и законодательной ветвей власти автономного округа по урегулированию отношений с Тюменской областью путем договорного процесса и призвали их «использовать все возможные законные средства по недопущению понижения статуса автономного округа и сохранению его бюджетной обеспеченности». Считаю, что призыв вполне актуален и соответствует господствующему общественному мнению, сложившемуся по данному вопросу у большинства губкинцев. Однако оказалось, что есть другая «точка зрения».

Именно в этой рубрике в газете «Нефтяник Приполярья» была опубликована статья В. Рыбкина «Зачем сотрясение воздуха устраивать?». Автор, весьма эмоционально дискутируя с идеологами Обращения, поддерживает указанные положения Федерального Закона, не видит ничего страшного в 40% сокращении бюджета автономного округа, с ностальгией вспоминает о временах, когда вопросы ездили решать в Тюмень и жизнь там дешевле, чем на Ямале и «аппараты всяких инстанций работали в слаженном ритме». Конечно, право каждого гражданина иметь свое личное мнение по любому вопросу. Время сейчас такое, что никто никого за это не преследует. Более того, благодарен Л.Д. Черновой за то, что она публикует на страницах газеты и такие «точки зрения». Вот только до чего может довести самолюбование, если разумный человек белое начинает называть черным и наоборот. И средства Ямалу не нужны, и руководили Северами в прошлые времена из Тюмени лучше и столь ему нелюбимые чиновники в те времена были краше! Одно могу сказать Вам, Виктор Юрьевич, не согласно с Вами большинство населения! По итогам недавно проведенного окружного мониторинга 75 % ямальцев не хотят возврата в прошлое, когда Ямал был всего лишь захолустьем и сырьевой провинцией! Исходя из перечисленных выше неблагоприятных факторов, которые, безусловно, будут негативно влиять на масштаб и направленность развития Губкинского, считаю, что одним из важнейших направлений деятельности администрации города, является выработка обоснованных, рассчитанных на опережение, приоритетов социально-экономического развития муниципального образования. Такие серьезные решения должны опираться на глубокий научный анализ. 

В прошедшем году была закончена работа над «Стратегией социально-экономического развития Губкинского», заказанной администрацией города серьезному научному коллективу, разрабатывавшему также «Стратегию социально – экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на долгосрочную перспективу» и «Энергетическую стратегию России на период до 2020 года». Учитывая важность и общественную значимость, работа была обсуждена на депутатских слушаниях с привлечением широкого круга специалистов и общественности. Слушания подтвердили основные выводы ученых и теперь у нас есть возможность комплексно и предметно рассмотреть перспективы города на ближайшие 20 лет. Хочу прямо сказать горожанам - у Губкинского есть будущее! Выявленные приоритеты социально-экономического развития города уже активно использованы при разработке нового генерального плана города. Этот документ является отражением нашего видения перспектив города в обозримом будущем в контексте градостроительной политики. Рассмотрение этого и многих других вопросов свидетельствует о том, что в

Губкинском работоспособная и ответственная представительная власть. И это большое благо для города и его жителей. За 2003год было проведено 8 заседаний городской Думы, в том числе 2 внеочередных, на которых в общей сложности рассмотрено 62 вопроса. Решения, принятые депутатами, касались всех сфер жизни города: бюджетных отношений, собственности, местного самоуправления и пр. Благодарен депутатам за их неравнодушие, принципиальность, взвешенность в оценках и решениях. В завершении, я хотел бы напомнить, что 22 апреля 2004 года исполнилось 18 лет со дня закладки первого камня в основание Губкинского. И даже в соответствии с самыми жесткими человеческими мерками мы вправе считать наш город взрослым. Как у 18- летнего молодого человека у Губкинского уже сформировались социальный организм, производственные и профессиональные предпочтения, он занял достойное место в многообразной и динамичной жизни страны. Задача органов местного самоуправления и горожан согласованными усилиями сделать Губкинский еще уютнее, благополучнее и краше!

 В. Лебедевич Мэр города
Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+
Версия сайта для слабовидящих