Отчет Главы города за 2004 год


Дорогие Губкинцы! Уважаемые депутаты!

Прошедший 2004 год был по настоящему интересным, насыщенным событиями и, как и должно быть в эпоху перемен, очень непростым. С повторным избранием в марте 2004 года на президентский пост В. Путина, завершился процесс консолидации политической элиты на федеральном уровне. Опираясь на устойчивое большинство в ГосДуме РФ, президент дал зеленый свет реализации реформ в стране. 

Несмотря на ожидаемость этого, все же масштаб, а главное темп преобразований не мог не озадачить. В считанные месяцы уложилась процедура изменения схемы избрания глав регионов РФ и вот ямальцы уже имеют не избранного, а представленного Президентом и утвержденного депутатами ГосДумы ЯНАО – Губернатора автономного округа. А чего стоят проведенные в жестком временном цейтноте многораундовые переговоры по заключению Соглашения между субъектами РФ, входящими в так называемую Тюменскую «матрешку» в рамках 95 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Одним словом структуры всех уровней власти весь год функционировали в экстремальном режиме, а население подчас не успевало осмыслить суть и последствия происходящих процессов. Однако, забегая вперед, скажу, что это лишь начало пути, который нам предстоит пройти. Вместе с тем, общеполитические процессы в государстве лишь яркая декорация, на фоне которой протекает повседневная жизнь города, его жителей, функционируют органы местного самоуправления города Губкинский.

2004 год был весьма противоречивым с точки зрения экономических показателей. С одной стороны продолжался рост ВВП, был, существенно превышен прогноз по доходам госбюджета. С другой стороны этот рост был обеспечен благодаря высоким мировым ценам на энергоносители, а дополнительный приток в страну т.н. нефтедолларов спровоцировал инфляционную волну, которая «накрыла» население повышением цен на потребительском рынке. В русле данной тенденции развивалась ситуация и в Губкинском.

Основные показатели, характеризующие развитие экономики города выглядят так. По сравнению с 2003 годом выросла добыча: -Природного газа в 2.6 раза; - Попутного газа на 16 %; -Компремированного газа на 12%. Общий объем инвестиций по городу вырос почти в 2 раза (182%), а в объекты производственного назначения в 4.4 раза (435%). Правда продолжается снижение добычи нефти - 94.9% к уровню 2003 года. Существенно выросла стоимость продукции промышленного производства – на 48.4%.

В условиях, когда доминирующую роль в структуре отраслей промышленности города продолжает играть сырьевой сектор, основным фактором роста стоимости продукции промышленного производства явился рост цен на углеводородное сырье, более чем 1.5 раза. Благоприятное влияние на развитие экономики города мировой ценовой конъюнктуры, очевидно. Меня как главу МО не могут не радовать успехи, достигнутые предприятиями города. Это, безусловно, способствует сохранению стабильности в социальной сфере: -На низком уровне сохранилась зарегистрированная безработица – 2.4 % от экономически активного населения; -На 7% возросли реальные денежные доходы в расчете на душу населения.

Однако, то, что сделано – уже прошлое, а нужно думать о завтрашнем дне. И поэтому я особенно удовлетворен теми тенденциями, которые у нас складываются в сфере инвестиций. Ведь инвестиции – это тот задел на будущее, который позволит городским предприятиям наращивать производственные мощности, увеличивать производство продукции, создавать новые рабочие места, платить налоги в местный бюджет. Как и в 2003 году лидером по инвестициям в объекты производственного назначения стал ОАО «Губкинский ГПК».

Выполнение программы развития данного предприятия, рассчитанной до 2007 года, идет высокими темпами. Помимо важнейшей для всего региона экологической функции, 100 % утилизации попутного газа, реализация данной программы позволит предприятию осуществлять более глубокую переработку сырья и стать экономически устойчивым. Главное же – это предприятие, расположенное на территории города и занимающееся переработкой углеводородного сырья на месте объективно способствует стабильному наполнению городского бюджета и, что не менее важно, эмоциональному комфорту в городе. Существенно, 15.7 раза, по сравнению с предыдущим годом возросли инвестиции по ОАО «НК «РН-ПНГ», в том числе в социально значимую инфраструктуру города. Традиционно в тройке самых инвестиционно привлекательных предприятий ЗАО «Пургаз», который, правда, уступил по городу пальму первенства в этой сфере. К сожалению должен констатировать, что не произошло видимых подвижек в практической реализации проекта по созданию в городе предприятия нефтепереработки, об огромной заинтересованности в которой я неоднократно заявлял.

 Однако и здесь существуют некоторые позитивные тенденции: Во-первых, ряд крупных нефтегазодобывающих компаний приступили к серьезной проработке новых путей по транспортировке нефти, газа и продуктов их переработки. Таких вариантов несколько: А – морской путь транспортировки от полуострова Ямал на запад. В рамках данного проекта рассматривается и возможность строительства в автономном округе завода сжиженного газа; Б – транспортировка нефтепроводом до порта Диксон в Красноярском крае, а оттуда через нефтеналивной терминал по морю; В – строительство новых ниток продуктопроводов в направлении Урал – Поволжье и далее на восток. Таким образом, наметились подвижки в решении одной из основных проблем реализации проекта - транспортировки готовой продукции нефтепереработки до потребителей. Во-вторых, на федеральном и особенно, региональном уровне приходит понимание того, что продавать сырую нефть и не переработанный газ, то же самое, что «топить печку бумажными ассигнациями». Поэтому конденсатопереработке и нефтепереработке уделяется все большее внимание.

Одним из примеров является строительство завода по стабилизации конденсата у наших соседей в Пуровском районе. Это свидетельствует о том, что желающих иметь у себя такое производство немало и очень важно не упустить время. Пока же у нас есть не большой, хотя и удачный со всех точек зрения опыт «Пурнефтегаза» по строительству и эксплуатации установки по переработке нефти на Тарасовском месторождении. Её экономическая эффективность показала насколько это выгодно. Таким образом, дело за малым, перенести удачный опыт на масштабный проект, польза от которого будет, в т.ч. для города, очевидной. Серьезные инвестиции в развитие информационных ресурсов были совместными усилиями вложены двумя нашими операторами связи ОАО «Уралсвязьинформ», ООО «Пурсатком» и Администрацией города. В наше время уже для всех, очевидно, что это не просто возможность связаться по телефону или войти в «Интернет», а необходимый элемент рыночной, да и социальной инфраструктуры без которого просто невозможно ни экономическое, никакое иное развитие. Безусловным лидером во внедрении в городе современных информационных технологий стал Губкинский территориальный узел электросвязи Ямало-Ненецкого филиала связи ОАО «Уралсвязьинформ». В прошедшем году предприятие завершило прокладку и подключение магистральных оптоволоконных сетей по всему городу, параллельно ликвидировав большинство своих старых воздушных линий связи.

Учитывая, что было также завершено строительство центральной радиорелейной линии связи Сургут – Новый Уренгой, возможности по быстрому доступу к устойчивой связи у губкинцев существенно расширились. Следующий этап, полномасштабное внедрение в городе с 2005 года многоканального кабельного телевидения. Губкинцы за весьма умеренную плату получат возможность смотреть с высочайшим качеством изображения до 30 ТV каналов, что станет безусловным прорывом в плане доступности одного из важнейших информационных ресурсов – телевидения. Кстати, достигнута договоренность о включении в число транслируемых по кабельному ТV и программ ТРК «Вектор», без чего перечень каналов был бы неполным. И кабельное ТV лишь одно из множества возможностей, которые нам принесут новые технологии. А вот другой наш оператор связи ООО «Пурсатком» по ряду направлений развития информационных ресурсов начинает отставать. Особенно это касается реконструкции магистральных и внутриквартальных сетей. Жизнь не стоит на месте и с ней просто необходимо идти в ногу, иначе можно безнадежно отстать. В целом, объем предоставляемых в городе услуг связи неуклонно растет. Это касается уровня телефонизации по квартирным телефонам, очереди, на установку которых уже практически нет. Лишь за прошедший год число абонентов имеющих доступ в мировую паутину «Интернет» выросло более чем на 60%. Лавинообразно растет число пользователей сотовой связи.

Безусловным лидером по числу абонентов у нас является ЗАО «Уральский GSM» (Мегафон). Однако, привлекая клиентов яркой рекламой и выгодными, на первый взгляд предложениями, эта фирма не готова оказывать им качественные услуги. Так же быстро, как и число пользователей, растет количество нареканий по качеству связи, отношению к потребителям. Выявленные факты уже стали предметом обсуждения на совещании в Администрации города, куда были приглашены региональные представители «Мегафона». Ими были даны заверения в оперативном исправлении ситуации. Губкинцам же хочу посоветовать, в случае, если Вам оказана не качественная услуга, и не только связи, и Вы не смогли урегулировать проблему с фирмой ее предоставившей не бросать дело на пол пути, а обращаться в инстанции, призванные помогать потребителю.

Это специалист по защите прав потребителя в Администрации города, либо преобразованное с 2005 года территориальное отделение в Губкинском ТУ «Роспотребнадзора» по ЯНАО (бывший Губкинский центр санэпиднадзора). Как последняя инстанция для разрешения спора существуют судебные органы. Понимая важность развития данного направления, в прошедшем году мы постарались обновить техническое оснащение ГТРК «Вектор», а также предложить работу по созданию городской информационной сети, которая позволит сформировать в Губкинском единое информационное пространство, а, следовательно, получить наиболее полную информацию для оперативного управления МО. Хочу отметить, что по этому направлению у нас есть неплохие наработки и наряду с Новым Уренгоем мы являемся лидерами в ЯНАО. К сожалению, запланированные работы идут с задержкой из-за недостаточного финансирования. Надеюсь, что Администрация ЯНАО примет наше предложение о реализации на базе Губкинского пилотного проекта по внедрению в систему управления современных информационных технологий и тогда реализация проекта пойдет более оперативно. Таким образом, если подводить итог, можно констатировать, что инвестиционный климат в городе был благоприятным. Инвесторы не боялись вкладывать свои ресурсы в промышленные объекты. А это в том числе характеризует и работу органов МСУ. Не устаю повторять привлечение инвестиций важнейшая функция городской власти. Направления этой работы могут быть различными, но, пожалуй, основное на нашем уровне – создание благоприятных условий для развития бизнеса, характеризующиеся развитостью городской инфраструктуры и стабильностью. Прошедший год мы прожили без социальных потрясений, избежали ухудшения криминальной обстановки, которая традиционно характеризуется как в целом благоприятная. О наших успехах в развитии информационных ресурсов я уже сказал. Особо хочу остановиться на ситуации в кредитно-финансовам секторе. К традиционно и, в целом, успешно работавшим в городе банкам (Губкинское отделение Сбербанка, дополнительный офис «Сибнефтебанка», филиал ЗАО «Ноябрьский городской банк» и Банк «Пурпе») в этом году добавились еще два: филиал «Запсибкомбанка» и представительство «Газпромбанка».

Безусловно, для нас крайне важно иметь в городе развитую банковскую инфраструктуру для полноценного обеспечения нужд всех субъектов рынка кредитно-финансовыми ресурсами, для предоставления разнообразных и качественных услуг населению. И в этом плане мы заинтересованы в появлении новых надежных партнеров. Однако хочу четко озвучить нашу позицию по данному вопросу. Нам в городе нужны именно партнеры, которые делают здесь свой бизнес на взаимовыгодных условиях. Мы ожидаем от банковских учреждений, что они будут кредитовать на реальных условиях нужные для города производственные и социальные проекты. Если же их планы ограничиваются уровнем «кассы вкладных операций» и кроме выкачивания из города финансовых ресурсов они ничем заниматься не хотят, мы не заинтересованы в таких, с позволения сказать партнерах и содействовать их закреплению в МО не будем. Особо хочу остановиться на ситуации связанной с нашим главным градообразующим предприятием ОАО «НК «РН-ПНГ».

В прошедшем году предприятие как было отмечено выше, успешно работало, выполняя свой бизнес план, осваивало значительные инвестиции. Однако ситуацию, когда в течение одного года на предприятии, особенно на таком крупном, дважды происходит смена главного руководителя, ординарной не назовешь. Всякая перестановка на посту руководителя объективно вызывает цепную реакцию вопросов, которые необходимо немедленно решать: А. Вхождение нового руководителя в суть комплекса вопросов: производственных, социальных, общегородских - завязанных, прежде всего на нем. Б. Решение неизбежно возникающих кадровых вопросов. В.

Знакомство и налаживание рабочих взаимоотношений с руководителями территориальных органов власти, подрядных организаций и т.п. Очевидно, что применительно к конкретной ситуации в ОАО «НК «РН-ПНГ» можно говорить о практически форс-мажорных обстоятельствах, результатом которых стала смена генерального директора в конце 2004 года. Думаю, можно считать благом для предприятия, да и для всех структур, по тем или иным вопросам взаимодействующим с ним, что и в первом случае в июле, когда на смену С.В. Землюку, пришел В.А. Бульба, и во втором случае в декабре, когда на «генеральскую» должность был назначен Э.Ю. Тропин, руководителями предприятия становились не приезжие, а свои доморощенные кадры. Понятно, что в этом случае удалось избежать многих проблем. Мне кажется, что Владимир Анатольевич и Эдуард Юрьевич смогли быстро войти в суть производственных вопросов в масштабах всего предприятия. Более того, Эдуарду Юрьевичу пришлось решать и кадровые вопросы по ряду ответственных позиций, которые стали вакантными после отъезда группы специалистов в Нефтеюганск.

Как руководитель прекрасно знаю как непросто в такой ситуации. Что же касается взаимодействия новых руководителей градообразующего предприятия с руководством города, то могу ответственно заявить, что заминок или даже временного непонимания в них не было. И с В.Бульбой, и с Э.Тропиным мы знакомы не один год, что, безусловно, облегчило взаимодействие. Главное же, и «Пурнефтегаз», и руководство головной компании «Роснефть» с пониманием относятся к проблемам своего базового города на Ямале и стремятся к нахождению приемлемых путей их решения. Примеров тому немало.

Наиболее крупные проекты: долевое финансирование завершающего этапа строительства больничного комплекса, серьезное участие в возведении храма, благоустройстве города. Я благодарен Эдуарду Юрьевичу, что он выразил готовность к продолжению начатого еще С. Землюком прямого диалога при участии Администрации города с городскими предпринимателями, работающими с «Пурнефтегазом» на подряде или собирающимися принять участие в тендерах. Такое отношение я воспринимаю как серьезный, взвешенный подход по поводу роли градообразующего предприятия в жизни города. Безусловно, такая позиция руководителя крупнейшего предприятия весьма позитивно влияет на социально-экономическую, да и просто эмоциональную ситуацию в городе. В свою очередь органы местного самоуправления всегда готовы идти на встречу предприятию по вопросам своей компетенции. В прошедшем году город принял на свой баланс от «Пурнефтегаза» очередной социальный объект КСК «Нефтяник».

Причем мы договорились, что интересы «Пурнефтегаза» при его дальнейшем функционировании будут учтены, работникам предприятия будет выделено гарантированное время для занятий в спортзале и в других помещениях комплекса. Продолжился процесс передачи в муниципальную собственность и обслуживание ведомственного жилья. В результате в 2004 году на баланс города принято 24062,7 кв.м. жилья, в том числе от ОАО «НК «РН-ПНГ» 242 квартиры – общей площадью 23290,5 кв.м. Таким образом, на сегодняшний день практически весь городской жилищный фонд находится на балансе муниципалитета. Предприятия города, передав его нам, избавились от несвойственных функций по его содержанию и это, безусловно, правильно. Вместе с тем, хочу предостеречь горячие головы от подхода по принципу «с глаз долой, и сердца вон». Регион у нас суровый. Значительная часть жилищного фонда быстро ветшает, а государство не спешит выделять в бюджеты МО адекватные суммы на его содержание и обеспечение теплом, водой и прочими благами цивилизации. Поэтому выход в этой ситуации один, пока не наступили времена всеобщего благоденствия, всем субъектам городской политики необходимо прийти к пониманию меры своей ответственности за будущее города, за живущих в нем своих работников, членов их семей и по мере необходимости содействовать, в той или иной мере, в решении острых проблем жизнеобеспечения города. Однако, как выразился известный мыслитель, нельзя «жить в обществе и быть свободным от него». Как бы ни выстраивались успешные взаимоотношения на городском, региональном уровне, невозможно самоустраниться от тех общегосударственных процессов, которые разворачиваются в стране. 2004 год прошел под знаком ускоренной подготовки к вступлению в силу ряда законодательных актов.

Один из них, Федеральный закон № 95 «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» еще в 2003 году, сразу же после принятия, вызвал бурную реакцию населения и руководства большинства субъектов РФ, имеющих статус автономного округа. Негативное отношение вызвала, прежде всего, статья 26.6 данного закона. В соответствии с этой статьей 24 из 41 полномочия могли быть изъяты из ведения автономного округа в пользу Тюменской области. Естественно, вместе с полномочиями изымались и финансы, закрепленные для их исполнения, около 40% бюджета ЯНАО. Уже тогда в заинтересованных субъектах Федерации развернулась острая дискуссия, ведь перечень изымаемых полномочий, а это в частности строительство и содержание автодорог, организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения, предоставление среднего общего и дополнительного, начального и среднего профессионального образования, организация оказания специализированной медицинской помощи, обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания различных категорий граждан - свидетельствовал о возможности коренного изменения статуса АО, его подчиненном относительно Тюменской области положении. Более того, даже человеку далекому от управленческой работы было ясно, что управлять данными сферами жизнедеятельности, которые к тому же имеют важнейшее значение для жизни АО, на расстоянии тысяч километров весьма проблематично. К тому же у Ямала уже был не очень удачный опыт, длинной в десятилетия, жизни в составе Тюменской области. В условиях же, когда эти кардинальные изменения в управлении огромной и разнородной территорией должны были произойти буквально в считанные месяцы, и это при отсутствии каких-либо наработок по новым нормативам и схемам формирования бюджета 2005 года, становилось просто страшно от возможных последствий необдуманных шагов.

Кстати именно в этой связи советом общественных и религиозных объединений города было принято Обращение к Губернатору и Государственной Думе ЯНАО, в котором, высказывалась поддержка усилиям исполнительной и законодательной ветвей власти автономного округа по урегулированию отношений с Тюменской областью путем договорного процесса. Впрочем, руководство Ямала и само прекрасно осознавало всю драматичность ситуации и делало все от нее зависящее для недопущения выхода ее из под контроля. Хотя, забегая вперед, отмечу, что Юрий Васильевич высказал свою признательность за поддержку, которую в тот сложный момент оказали своему руководству ямальцы и губкинцы, в том числе. Что же касается перипетий переговорного процесса то, возможно, когда-нибудь он станет прообразом захватывающего сюжета очередного телесериала. Более полугода он держал в напряжении всех: руководство ЯНАО, ХМАО, Тюменской области, специалистов региональных Администраций, да и мы муниципалитеты, оказались хоть и косвенно вовлечены в него. Дело в том, что специфика бюджетного процесса такова, что бюджет следующего года начинают готовить буквально в начале текущего. Ну, а к весне процесс разворачивается уже во всю. Такая ситуация, когда время уже не терпит, а ясности кто же будет определять бюджет города все нет, безусловно, не способствует нормальной, кропотливой работе, прежде всего, финансово-экономических служб Администрации города. Кроме того, как говорится на войне как на войне, стороны использовали разнообразные методы психического воздействия.

То из Администрации Тюменской области поступит запрос-распоряжение относительно предоставления исходных данных для бюджета, причем, рассчитанных по их особой методике, то Администрация ЯНАО соберет семинар-совещание по собственным бюджетным нормативам. Одним словом, вплоть до 9 июля, даты подписания договора о разграничении полномочий между тремя субъектами «тюменской матрешки» нас лихорадило, «кидало то в жар, то в холод». Итог подписанного с таким трудом договора - вплоть до 31 декабря 2010 года ЯНАО и ХМАО сохраняют за собой все полномочия. Однако частью своего бюджета АО пришлось пожертвовать, что, впрочем, происходит в последнее время ежегодно. И все-таки главного, Ю.В. Неелов и его команда достигли, Ямал сохранил свое право самостоятельно определять приоритеты социально-экономического развития, а, главное, основные ресурсы для их реализации. Другой, не менее важный для Губкинского федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», был принят в октябре 2003 года. В нем предусмотрен пошаговый алгоритм подготовки к полному вступлению его в действие с 2006 года. Основной вопрос, который предстояло решить в прошедшем году – территориальное устройство местного самоуправления в АО. В условиях, когда новый закон ввел сложную двухуровневую систему МСУ с различным набором полномочий по вопросам местного значения, предстояло разобраться, какой вариант наиболее приемлем для города, отвечает интересам его жителей, предприятиям, базирующимся в нем. Теоретически существовало три варианта: Губкинский мог стать центром муниципального района; городским поселением в составе другого муниципального района, либо отдельным городским округом. В хитросплетениях законодательства нам помогли, консультанты фирмы «ГеоПроджект Менеджмент», с которой мы уже давно сотрудничаем. В результате, из имеющихся был выбран оптимальный для нас вариант – городской округ. В этом случае мы сохраняли бы полный набор предусмотренных законом полномочий и избегали ситуации, с нагромождением дополнительных административных чиновничьих структур. Для иллюстрации приведу пример, в случае преобразования Губкинского в центр муниципального района нам пришлось бы создавать две Администрации: районную и городского поселения. Считаю, такой вариант был бы нерациональным со всех точек зрения.

О проводимой подготовительной работе мы регулярно и насколько это было возможно, подробно информировали губкинцев, я лично неоднократно через средства массовой информации рассказывал о положении дел. Однако, то ли по недомыслию, то ли осознанно, кто-то стал распускать слухи о том, что решение уже якобы принято и Губкинский вновь будет включен в состав Пуровского района на правах городского поселения. Не скажу, что это нанесло большой вред, однако привнесло в нашу жизнь ненужное напряжение. В дальнейшем предстояло подготовить обоснованные предложения в Администрацию АО, т.к. именно там окончательно утверждалось решение по территориальному устройству МСУ в ЯНАО. Вот здесь то и возникло серьезное препятствие, для преодоления которого потребовалось немало времени и усилий. Возник спор между городом Губкинский и Пуровским районом относительно границ будущего Губкинского городского округа. Мы озвучили свою позицию относительно оптимальной территории МО. При этом критерием оптимальности, на наш взгляд, должен служить принцип самодостаточности и бездотационности городского бюджета. Считаю, что только при наличии достаточной налогооблагаемой базы, возможно, добиться устойчивости МСУ. Позиция же наших соседей из Пуровского района была фактически прямо противоположной. Они не только категорически не согласились с нашим подходом, но и более того, выдвинули предложение урезать уже существующую территорию города до 3080 гектар, т.е. более чем вдвое. В результате за пределами границы МО оказывались такие жизненно важные объекты городского хозяйства как песчаный карьер, садовые участки жителей города, водоочистные сооружения, вертолетная площадка, городской пляж и лодочная станция, база отдыха выходного дня и т.п.

Такой подход иначе как лишенным всякого здравого смысла не назвать нельзя. Итогом продолжительного спора стали многочисленные письма в Администрацию АО, совещания, согласования и т.п. Однако, в условиях, когда прописанный в законе жесткий срок принятия решения, до 31.12.2004 года подходил к концу, необходимо было идти на компромисс. В результате мы дали согласие на сохранение статус-кво, т.е. на ныне существующие границы, определяющие площадь территории МО в размере 7220 гектар. Именно такая площадь закреплена за Губкинским городским округом законом ЯНАО, принятым 19 декабря 2004 года Государственной Думой ЯНАО. Таким образом, первый этап по подготовке к вступлению в действие ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» связанный с определением территориального устройства МСУ в ЯНАО завершен. Впереди следующий этап – разграничение полномочий между уровнями власти по предметам ведения. Не даром в народе говорят «не дай Вам бог жить в эпоху перемен»! Всю мудрость этих слов нам дорогие губкинцы уже пришлось оценить. Еще одним шагом в продвижении административной реформы, стало принятие 22.08.2004 года ФЗ № 122. Этот очень своеобразный законодательный акт единовременно внес изменения в 155 законодательных акта РФ, еще 41 законодательный акт был признан утратившим силу. Фактически, как и положено реформе, она затронула все стороны жизни общества.

В частности, были внесены изменения в законодательные акты в сфере природопользования и, охраны окружающей среды, в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в сфере развития отраслей экономики и инфраструктуры и т.п. Квинтэссенция, или основное зерно – суть указанных изменений в законодательстве, перераспределение полномочий и бюджетных обязательств между различными уровнями власти: Федеральным центром, органами государственной власти субъектов РФ и МСУ. Сделана попытка четко определить сферы ответственности органов власти различных уровней, разграничить расходные обязательства всех бюджетов от Федерального до сельских поселений. Формат и тематика моего выступления не позволяют подробно разъяснить суть изменений в законодательстве, однако, необходимо понимать, что этот вопрос серьезно повлияет на направления, характер деятельности ОМСУ, с одной стороны, с другой стороны – он изменит условия, в которых нам придется работать. Изменения же эти обещают быть настолько революционными, что игнорировать их просто бессмысленно. Чтобы для горожан суть и характер изменений был более предметным и наглядным, стоит подробнее остановиться на такой близкой широким слоям населения, сфере социальной защиты, социальной поддержки и социального обслуживания населения. Тем более, что новая схема функционирования данной сферы начала в полном объеме работать с начала 2005 года и уже получила в народе название – закон о монетизации натуральных льгот. В соответствии с этим законом, за федеральными органами государственной власти закреплены полномочия по социальной поддержке таких категорий граждан, как герой Советского Союза, герой России, кавалеры ордена Славы, герои Соц.труда, участники и инвалиды ВОв, участники боевых действий, а также социальная защита и реабилитация инвалидов всех групп. Органы же государственной власти субъекта РФ будут решать вопросы социальной поддержки и обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей, ветеранов труда, жертв политических репрессий, малоимущих граждан и других категорий. Причем по многим категориям социальной защиты и социальной поддержки, законом предусматривается замена основной части натуральных льгот денежной компенсацией.

Сразу же отмечу, что меня поразил тот факт, что ОМСУ по новому закону не имеют полномочий и обязательств перед населением в указанной сфере. Я назвал основные позиции по изменениям в данной сфере. Однако, чтобы с 1 января текущего года они начали действовать, во второй половине 2004 года пришлось провести огромную подготовительную работу, причем в ней очень активно пришлось участвовать и ОМСУ города. Вот лишь основные виды работ: А – сформирован и передан в Пенсионный Фонд РФ федеральный регистр по городу Губкинский, лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату (500 человек); Б – сформирована база данных льготных категорий граждан, имеющих право, на меры социальной поддержки па закону ЯНАО для формирования регионального регистра (754 человека); В – приняты заявления и копии документов от 138 граждан (инвалиды, пострадавшие от радиационного воздействия, ветераны боевых действий и другие). Документы и заявления переданы в пенсионный фонд; Г – отработаны вопросы льготного лекарственного обеспечения и льготного проезда на общественном транспорте; Д – проработан вопрос упрощения схемы предоставления населению льгот по принципу «одно окно»; Е – реализована программа по информированию населения через СМИ относительно изменений в законодательстве и новому порядку социальной поддержки и обслуживания определенных категорий граждан, работает телефон горячей линии (5-33-26); Ж – при Мэре города создан оперативный штаб по реализации Федерального закона №122-ФЗ. Успешному осуществлению всех необходимых мероприятий способствовало тесное взаимодействие структурных подразделений Администрации города и территориальных подразделений федеральных органов власти. Пользуясь, случаем выражаю благодарность за оперативно и качественно проделанную работу сотрудникам: ГУ «Управление пенсионного фонда РФ» по г. Губкинский, отделения Федерального казначейства по г. Губкинский.

Все эти усилия, считаю, дали необходимый эффект. Первый этап реализации реформирования сферы социальной защиты населения в Губкинском, да и на Ямале в целом, прошел успешно. Такое положение разительно отличается от ситуации во многих регионах РФ, где как мы могли наблюдать через СМИ, она становилась взрывоопасной и просто выходила из-под контроля. Недостаточная законодательная проработка вопроса, организационная неразбериха, а где-то неспособность регионов обеспеченность финансирование переданных полномочий вывели людей на улицу. Вот где мы должны сказать большое спасибо Губернатору Ямала Ю.В. Неелову и его команде за решение вопроса по подписанию Договора между тремя субъектами – ЯНАО, ХМАО и Тюменской области, позволившего сохранить самостоятельность региона, а главное, свой бюджет.

В условиях несогласованных и непродуманных действий федеральных структур, руководство ЯНАО сумело сманеврировать финансами и не допустить ухудшения положения данной категории ямальцев. Вопросы, связанные с реализацией нового законодательства отрабатывались и по другим важнейшим сферам, наиболее тесно затрагивающим права и законные интересы граждан: здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту. Причем некоторые нововведения вступили в силу уже в 2005 году, а часть будет реализовываться с 2006 года. Поэтому одним из важнейших направлений работы ОМСУ считаю дальнейшую всестороннюю подготовку к функционированию в новых условиях. И в этой связи особенно значимым моментом считаю, успешную защиту бюджета 2006 года. Уже сейчас очевидно, что в силу ряда объективных причин это будет сделать непросто. Поэтому нам необходимо опираясь на глубокую проработку нового законодательства не пропустить ни одного закрепленного за ОМСУ полномочия, провести переговоры относительно полномочий, которые нам передаст субъект и, конечно, обеспечить их максимальное финансовое обеспечение.

Думаю, в этом вопросе мы в праве надеяться на помощь наших депутатов в ГосДуме ЯНАО В.Р. Харламова и Э.Ю. Тропина. Однако, ни многолетний процесс реформирования в государстве, ни, подчас, противоречащие здравому смыслу положения новых федеральных законов, не должны отвлекать нас от решения насущных проблем населения. Впрочем, нам никто этого и не позволит, потому что органы местного самоуправления по определению находятся в тесном контакте с населением, которое всегда при желании может прийти в Администрацию на прием к Мэру, его заместителям, депутатам городской Думы со своими вопросами и пожеланиями. Именно поэтому управленцы, работающие сейчас или работавшие ранее в ОМСУ обычно не «отрываются от земли», а реалистично оценивают складывающуюся ситуацию. Неоднократно убеждался в этом, бывая на различных совещаниях и слушая выступления в т.ч. высокопоставленных чиновников, которые часто слабо представляют, какими проблемами живет народ. Вместе с тем, знать о проблемах не достаточно. Нужно иметь ресурсы, что бы их решать. О наших усилиях по решению вопроса наполнения городского бюджета я уже говорил, но надеяться, что мы получим достаточно средств, для решения всех проблем, было бы наивно. Поэтому на первый план выходит вопрос эффективного расходования бюджетных ресурсов. Сейчас много говориться о новой системе бюджетирования по результатам, позволяющим, как утверждают некоторые специалисты, существенно повысить результативность бюджетных расходов. В этом плане на слуху сейчас город Рыбинск. Мы обязательно ознакомимся с их наработками в данном вопросе и если обнаружим что-то полезное для себя, обязательно используем этот опыт. Однако, и у нас есть наработки, о которых можно и нужно говорить. В 2003 году по нашему заказу коллективом ученых была разработана «Стратегия социально-экономического развития Губкинского», целью которой было определение приоритетных направлений в развитии города. В прошедшем году работа была продолжена. Опираясь на разработанную Стратегию, были определены 9 основных направлений ее реализации. Затем рабочие группы, в состав которых вошли специалисты Администрации города, предприятий и учреждений, проанализировав ситуацию по каждому направлению, разработали индикаторы, характеризующие уровень его развития. По каждому направлению был выработан план реализации Стратегии на период по 2006 год, составлен общий свод потребности в финансовых ресурсах. Разработанный комплексный план реализации «Стратегии социально-экономического развития Губкинского» позволит нам более целенаправленно, а главное осознанно и, что называется зряче, вести работу по улучшению качества жизни губкинцев – главную задачу ОМСУ города. I. Одним из направлений реализации Cтратегии стало, жилищное строительство. Острота проблемы не спадает. Около 6 тысяч губкинцев проживает в общежитиях, ветхом и аварийном жилом фонде и просто в стесненных условиях. По нашим расчетам до половины населения города нуждается в улучшении жилищных условий. Учитывая, что в городском бюджете средств на жилищное строительство нет, главными направлениями работы по решению данной проблемы являются: 1. привлечение средств из любых источников для строительства жилья в городе. В результате удалось объем капиталовложений в строительство жилья увеличить в текущем году по сравнению с 2003 годом в 1.8 раза. • ряд предприятий в прошедшем году продолжали строить жилье для своих работников (ОАО «НК РН-ПНГ», УГПС ЯНАО, ОАО «ГГПК»). • основным инвестором строительства жилья стали сами губкинцы.

Такой всплеск активности говорит о многом: во-первых, об осознании бесперспективности ожидания бесплатного жилья; во-вторых, о переломе в восприятии Севера как долгосрочного места жительства и понимании, что нужно жить здесь и сейчас; в-третьих, население убедилось, что вложение средств в жилье, один из лучших способов не только сохранения, но и приумножения сбережений. Полагаю, что основным источником инвестиций в строительство жилья на перспективу станут именно средства населения. • привлечение федеральных и окружных средств по целевым программам для обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Так в прошедшем году за счет этих средств был осуществлен снос еще одного аварийного дома (№8) в 5 микрорайоне, в результате жилищные условия улучшили 18 семей. Из ветхого и аварийного жилья с промзоны и поселка «Встреча» переселено 32 семьи. Серьезное участие в процессе ликвидации поселка «Встреча» приняли ОАО «ГГПК» и ОАО «АК «Сибур». В текущем году данную работу планируется завершить и с карты города исчезнет такое романтическое название, за которым, правда, скрывается весьма неприглядное явление. Попутно отмечу, что в прошедшем году Администрации пришлось прилагать серьезные усилия для поддержания жизнеобеспечения данного поселка. С прекращением процедуры банкротства балансодержателя котельной - «ГПЗ», проживающие там люди могли остаться без тепла. В результате сложных переговоров нам удалось решить этот вопрос. В этой связи мне не понятна позиция нескольких семей, упорно отказывающихся переезжать из поселка, не соглашаясь на предлагаемые им варианты.

Говорю прямо – можно долго упорствовать, но по закону природы придет зима, и кто будет отапливать Ваше жилье теперь мне не известно. • Разворачивание в городе строительства социального жилья на бюджетные средства для категорий граждан с низкими доходами. Правда, надеяться на то, что эти объемы будут значительными, не приходится. Таким образом, в 2004 году было построено 16.5 квадратных метров жилья. Это несколько меньше, чем в 2003 году. Однако по ряду причин не введенные в прошлом году дома будут хорошим заделом на 2005 год. 2. Другое направление работы Администрации, сдерживание роста стоимости вновь строящегося жилья в городе. Безусловно, у нас нет возможностей директивно фиксировать цену квадратного метра для застройщиков. Эти процессы должны регулироваться рыночными механизмами. Во-первых, привлечение на рынок строительства жилья дополнительных застройщиков, в т.ч. частных предприятий. Первый серьезный объект - 16 квартирный дом в 11 микрорайоне построенный ЗАО «Ростеплоизоляция».

Еще ряд фирм строят дома для продажи населению. Как результат, создается конкурентная среда, которая должна объективно препятствовать росту цен на новое жилье. Во-вторых, уплотнение застройки с целью максимального, использования территорий, обеспеченной соответствующей инфраструктурой в т.ч. подведенными сетями тепло - водоснабжения. Замечу, однако, что этот ресурс ограничен и в обозримом будущем нам придется, либо выходить на новые территории, либо сносить старое жилье, что, безусловно, приведет к удорожанию строительства. Ну, а пока нам удается сохранять примерный паритет по стоимости строительства жилья с нашими соседями из Ноябрьска и держаться позади Салехарда и Нового Уренгоя, который как недавно было объявлено, стал одним из лидеров по этому показателю в РФ. В целом же тенденция к росту стоимости строительства, безусловно, существует. Но иначе и быть не может, ведь инфляционные процессы – это также рыночная категория. В-третьих, косвенно на размер окончательной суммы, которую придется вложить в строительство, влияют условия кредитования в банках. Создание конкуренции в банковском секторе, еще один путь ограничения фактической цены строительства. Таким образом, можно констатировать, что в городе формируются условия для увеличения объемов строительства жилья: рынок застройщиков в т.ч. частной формы собственности и готовность губкинцев вкладывать личные средства в жилищное строительство. При этом совершенно очевидно, что, к сожалению, для многих семей строительство собственного жилья без помощи государства пока непосильно. Надеюсь, ожидание, когда рекламируемые государственные схемы строительства действительно доступного жилья спустятся до нашего уровня, не затянется на десятилетия. II. Другое важнейшее направление реализации «Стратегия социально-экономического развития г. Губкинский» развитие жилищно-коммунального комплекса. Несмотря на в целом успешное функционирование данной сферы в прошедшем году, что выразилось в стабильном, без серьезных сбоев, предоставлении губкинцам тепла, воды, электроэнергии. Нас уже в ближайшем будущем ожидает немало острых, требующих незамедлительного решения проблем. Дополнительный анализ, сделанный нашими специалистами показал, что уже сегодня городские котельные работают фактически на пределе своих возможностей. Таким образом, мы не имеем не только перспективного запаса мощности, но и ограничены в текущем резерве на случай чрезвычайных ситуаций и планового ремонта оборудования. 

С учетом ежегодно вводимого нового жилья проблема будет лишь нарастать. Решение указанной проблемы нам видится: А – в реконструкции до 2006 года муниципальной городской котельной с установкой 3 – х дополнительных котлов; Б – использовании имеющегося запаса мощностей котельных ОАО «НК «РН-ПНГ», расположенных на промзоне. Мы провели переговоры с руководством предприятия и достигли принципиального согласия на реализацию данного проекта. Хочу особо поблагодарить за понимание и конструктивную позицию при рассмотрении этого вопроса генерального директора «ПНГ» – Э.Ю. Тропина. Это как раз тот яркий пример, когда руководитель ответственно, с позиции общегородских, а не локальных интересов предприятия рассматривает конкретный вопрос. В результате указанных мероприятий мы на десятилетие вперед обеспечим город запасом тепловой энергии. Правда, есть ряд вопросов, с которыми бы я хотел обратиться к горожанам. А - запас мощностей котельных, безусловно, должен существовать и решить данную проблему обязаны руководители города и профильных организаций.

Однако, не слишком ли губкинцы расточительны к тем благам цивилизации, которые регулярно нам предоставляют коммунальные службы города. Недавно в разговоре со мной женщина, приехавшая из Украины, выразила свое восхищение тем фактом, что отогрелась, приехав зимой, в гости на Крайний Север с благодатного края. Но ведь для нас привычной стала картина, когда особенно в сильные морозы наши жилые дома просто закрыты тепловой дымкой. Котельные подают в сети воду с повышенной температурой, а изнывающие от жары горожане открывают фрамуги и форточки. В результате мы вносим свой вклад в потепление климата на планете. Вот только вместе с теплом на воздух вылетают миллионы и миллионы бюджетных, а, в конечном счете, наших с Вами рублей. Конечно, не все так однозначно в этом вопросе. Во-первых, не во всех квартирах жарко, т.к. не все дома особенно старые деревянные соответствуют требованиям теплоизоляции в северных широтах; Во-вторых, большинство домов и квартир не оборудованы централизованными и локальными приборами регулирования подачи тепла в помещениях; В-третьих, не всегда сами коммунальщики могут регулировать температуру подачи воды, особенно при резких изменениях погоды. Все это так. Но, зная проблему, нужно стремиться к её решению.

Почему большинство горожан не задумываются о необходимости рационального отношения к ресурсам. Ведь даже в тех новых домах, в которых централизованно установлены приборы учета, как правило, жильцы не проявляют активности по поиску путей энергосбережения, что в этой ситуации равнозначно экономии собственных средств. Думаю, причина все в том же, сидящим глубоко в нас безразличии, не желании скоординироваться с соседями в настоящий коллектив, изучить, сколько тепловой энергии потребляет дом и внимательно посмотреть, кто в стужу любит отапливать улицу через открытые форточки. Я уже не говорю о том, что бы комиссионно посмотреть, кто как утеплил окна и балконные двери при подготовке к зиме. Обращаюсь к вам – губкинцы, уж коли мы с вами вступили в рынок, то и жить давайте по рыночному. Несмотря на объективную неготовность по ряду направлений к функционированию в условиях цивилизованного рынка, к этому нужно ускоренно двигаться. Иного пути нет. Б. – другой, момент, о котором я хочу сказать – это принципиальный подход к будущей организации тепловодоснабжения жилых и офисных помещений. Как я уже говорил, мы решим эту проблему на ближайшее десятилетие. Однако, только для этого в ближайшие годы нам понадобится да 100 миллионов рублей и это не считая водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, утилизации отходов. Общая потребность в финансовых ресурсах на приведение этих объектов в соответствие потребностям сегодняшнего дня достигает без малого 400 миллионов рублей. Суммы как вы понимаете колоссальные, особенно учитывая бюджетные возможности. Поэтому я предлагаю всем, и населению, и руководителям предприятий, и предпринимателям, и, естественно, профильным городским службам во главе с первым заместителем Мэра – Скидановым А.А., серьезно подумать над возможностью привлечения современных технологий автономного теплоснабжения. Такие подходы уже давно и успешно используются в развитых странах, да и у нас в стране есть соответствующая практика, да и оборудование производится.

И пусть сейчас это звучит для наших условий несколько фантастично, уверен, именно за этим будущее. Такие технологии позволят уйти от дорогостоящих уличных сетей, их строительства и содержания, от потери тепла по пути к потребителю, а главное, заставит каждого по хозяйски относиться к ресурсам, в том числе собственным финансовым. В. – Говоря о финансах, не могу обойти еще одну болезненную тему. Несмотря на громогласные заверения высокопоставленных федеральных чиновников о приостановке политики перекладывания полной стоимости жилищно-коммунальных услуг на население, с 2004 года ямальцы уже должны были платить 100 % от их стоимости. Окружные власти, стремясь смягчить удар по населению и в прошлом, и в 2005 году остановились на 90 %. Мы в Губкинском уже более 3 – х лет, начиная с 2002 года, сохраняем уровень 80 % стоимости жилищно-коммунальных услуг. Правда, в денежном выражении губкинцы стали платить несколько больше, т.к. с 1 апреля 2004 года в среднем на 10 % были увеличены тарифы на данные услуги. Причина – инфляционные процессы в стране, официально на 12 %, по некоторым данным на 14 % и даже более, что повлекло рост отпускных цен на электроэнергию, газ и т.п. Таким образом, мы очень ответственно относимся к вопросу уровня оплаты населением за жилищно-коммунальные услуги. Чего не скажешь о многих губкинцах, которые, потребляя данные услуги, не торопятся за них платить. На начало 2004 года долг населения за ЖКУ составлял около 26.5 миллионов рублей, в течение года достигал 31 миллиона, но к концу года снизился до 22.5 миллионов рублей, т.е. в пределах 1.5 месяцев задолженности при среднемесячном начислении. Это стало возможным отчасти благодаря проводимой в городе разъяснительной работе, а главное, активизировавшейся работе по взысканию долгов со злостных неплательщиков. Направление судебных исков, слушания, все это серьезно отвлекает специалистов от работы, но другого пути нет. В текущем году мы планируем продолжить данную работу, используя новое положение в законодательстве, позволяющее через суд переселять квартиросъемщиков, имеющих задолженность за ЖКУ минимум за 6 месяцев, в жилые помещения в пределах норм площади общежития.

В данном вопросе мы столкнулись с серьезной проблемой дефицита у нас в городе, свободного жилищного фонда для переселения. Однако, такой опыт в крупных городах уже есть, проблемы решаемы. В настоящее время документы по 10 случаям подготовлены для передачи в суд, а кандидатов еще немало. Требуя от потребителей услуг соблюдения правил игры, предприятия жилищно-коммунальной сферы, безусловно, сами должны предоставлять населению услуги необходимого качества. Такое, как мы все знаем, происходит не всегда. Поэтому, должен существовать отработанный механизм предъявления претензий, их оперативного рассмотрения и принятия решения. В прошедшем году эта работа была активизирована. Были утверждены параметры и критерии качества ЖКУ, отработана система снижения платы за некачественные, либо неполно предоставленные услуги. В результате за 2004 год перерасчет населению за некачественную, либо неполную поставку услуг составил 0.7 миллиона рублей. Допускаю, что эта сумма не отражает весь масштаб недоработок предприятий жилищно-коммунального комплекса по городу, однако, начало положено, и цивилизованный подход к решению споров должен прийти и в эту сферу. В этой связи следует отметить, что особенно много нареканий со стороны населения на работу ОАО «Жилкомсервис». Созданное с 01.01. 2004 года на базе МУП «УЖКХ» предприятие было призвано избавиться от «родовых пятен» своего предшественника, кардинально изменить организацию работы, сами подходы. Приходится констатировать, что года предприятию для «перерождения» не хватило. Правда, нужно признать, что ОАО «Жилкомсервис» работая в непосредственном контакте с населением, испытывает колоссальные трудности.

В условиях хронического некомплекта персонала, предприятие осуществляет техническое обслуживание жилого фонда. О том, что это дело архисложное свидетельствует факт, что, несмотря на все предложения, никто из частных структур не взял на обслуживание даже часть жилого фонда. Безусловным плюсом считаю проделанную работу в рамках программы энергосбережения. В частности отработана и применяется схема отключения 50 % светильников в ночное время по улицам Мира, Нефтяников, Магистральной, Таежной. Это позволяет существенно экономить электроэнергию. Значительный эффект от проведения мероприятий по энергосбережению достигнут в прошедшем году МУП «УТВИС», Общая экономия по статьям топливо, электроэнергия составила 17.6 миллионов рублей. В связи c реформой сферы электроэнергетики в городе из числа специалистов «ГГЭС» создан МУП «Энергосбыт», которое будет заниматься покупкой и реализацией электроэнергии.

Задача предприятия, приобретение электроэнергии на оптовом рынке по более низким ценам, это позволит также экономить финансовые ресурсы. В настоящее время завершаются организационно-технические мероприятия, которые потребуют дополнительных финансовых вложений порядка 8 – 10 миллионов рублей. Однако, ожидаемый эффект будет существенно больше. III. По прежнему в центре нашего внимания в прошедшем году оставались вопросы благоустройства и озеленения города. Мне приятно видеть, что упорная, на протяжении ряда лет работа дала свои видимые результаты. Об этом говорят губкинцы и гости нашего города. В прошедшем году вновь был выполнен значительный объем работ по посеву 2,3 га трав, посадке 1.8 тысяч штук деревьев и кустарников и 37 тысяч штук цветовой рассады. С целью сохранения объектов озеленения и благоустройства установлено 0.8 километров ограждений у жилых домов. Реконструированы три светофорных объекта по улице Магистральной с заменой на светодиодное оборудование и устройством ограждений на перекрестках. Во 2 и 4 микрорайонах размещены спортивные корты.

Проведена реконструкция электроснабжения в 1 и 2 микрорайонах. Выполненные в рамках программы благоустройства и озеленения работы, безусловно, добавили городу привлекательности. Думаю, что и вклад каждого жителя города в это направление должен с каждым годом увеличиваться. Никто не станет сравнивать наши городские дороги с автобанами, но за прошедший год работа в этом плане была проведена серьезная, за что следует отметить МУП «Автодорсервис». За летний период построен проезд во 2 микрорайоне, выполнена 1 стадия ремонта проезда между 1 и 2 панелью промзоны, отремонтированы сотни метров тротуаров, устроены водопропускные лотки, произведена реконструкция улицы Школьной с учетом её расширения. И здесь вновь приходится констатировать, что часть горожан позволяет себе такие выходки, что впору осуждать на 15 суток за хулиганство. Так во время асфальтирования ул. Школьной жители близлежайших домов отодвигали установленные ограждения, на личных автомобилях выезжали на не застывший асфальт, а на высказанные рабочими замечания просто хамили. Такая вот с позволения сказать благодарность, за сделанное для них же благо. 25 октября 2004 года состоялось долгожданное событие, введена в эксплуатацию объездная дорога. Правда в текущем году некоторые работы будут доделываться, но самое главное произошло - дорога работает. Этот объект останется хорошей памятью теперь уже бывшему депутату ГосДумы ЯНАО от нашего города Ю.В. Балдуеву, который приложил немало усилий, чтобы данный проект был реализован. Эстафету от Юрия Викторовича приняли новые депутаты В.Р. Харламов и Э.Ю. Тропин.

Какую память они оставят городу?! IV. Выбор, качество, уровень цен на товары и услуги. Ситуация на потребительском рынке и в сфере услуг остается не простой. С одной стороны очевидны значительные позитивные перемены: А – практически ежегодно наращивается торговая инфраструктура, открываются современные, красивые магазины в капитальном исполнении – ТЦ «Магнат»; торгово-производственный комплекс - «Никавтоцентр»; «Вавилон». Обслуживание в них можно организовать по самым высшим стандартам. Б. – идет насыщение потребительского рынка разнообразными товарами. В настоящее время в городе отсутствует проблема приобретения бытовой техники, строительных материалов, косметических и парфюмерных товаров, оргтехники и т.п.; В – бурно развивается игорный бизнес, открываются игровые залы и автоматы. Однако и проблем в этой сфере более чем достаточно: А – считаю, что застарелой становится проблема обсчета покупателей, реализации некачественных с прореченными сроками годности товаров. Ответственных за такую ситуацию много: во-первых, это предприниматели, которые за счет потребителя стремятся списать свои просчеты и недоработки, в т.ч. с нанятым персоналом. Не секрет, что многие стараются экономить на этом, принимают на работу неподготовленных, без каких-либо рекомендаций людей, и платят им соответственно низкую зарплату. Уверен, что такая с позволения сказать экономия, в конечном счете, выходит им боком. Во-вторых, доля вины лежит на потребителях, которые упорно не учатся на собственных ошибках. По прежнему, несмотря на проведенные конкурсы, информационные кампании большинство губкинцев не берет при покупке товарные чеки, не смотрит маркировку, срок годности приобретаемого товара, а в случае обнаружения нарушений не торопится обращаться в контролирующие органы: ГУ «Городская станция по борьбе с болезнями животных» и территориальное отделение в Губкинском ТУ «Роспотребнадзора» по ЯНАО.

В-третьих, сами эти контролирующие органы действуют в этом плане недостаточно активно, а, главное, неэффективно. Кроме того, их работа разбалансирована, на лицо личностные и ведомственные амбиции, что серьезно мешает делу. Мною дано поручение для принятия мер по координации работы указанных служб, что в конечном итоге обеспечит эффективность контроля за качеством товаров на потребительском рынке. Б – по-прежнему в городе недостаточно выпекается хлебобулочных изделий, значительный их объем приходится завозить извне, в т.ч. из Тюмени. Откровенно говоря, для меня это удивительно. Везти хлеб за 1300 км и получать при этом прибыль, ведь иначе при рыночных условиях быть просто не может. Думаю, это объяснимо помимо прочего и низким качеством выпекаемого в городе хлеба. Люди справедливо жалуются на это, в т.ч. через городскую газету «Нефтяник Приполярья». Считаю такое положение совершенно непозволительным. Ряд мер по исправлению данной ситуации уже реализуется.

В 14 микрорайоне уже начато, а на промзоне планируется строительство хлебопекарен производительностью до 2 тонн в сутки каждая. В – большие надежды мы возлагали на развитие в городе оптовой торговли, которая должна была снизить уровень цен на потребительском рынке, который назвать дешевым нельзя. Однако, открывшиеся акцизный – склад ООО «Нижегородец», оптовый склад по реализации вино-водочных изделий ООО «Ямалторгстрой», оптовики, базирующиеся на бывшей базе ОРС – 22 проигрывают конкурентную борьбу соседям. Предпринимателям оказывается выгоднее закупать продукцию в соседних Сургуте, Ноябрьске. Так быть не должно. Г – в городе ощущается недостаток предложений на рынке услуг. И хотя у нас появились свои фирмы занимающиеся изготовлением пластиковых и деревянных оконных рам, межкомнатных дверей, тротуарной плитки, ряд направлений остаются проблематичными. В частности немало нареканий относительно ограниченных возможностей ремонта бытовой техники, мелкого домашнего бытового ремонта, ремонта мебели, почасовой услуги няни, а также комплекса досуговых услуг, фитнесс центра, кегельбана, тренажерных залов. Это свидетельствует о недостаточной поворотливости и изобретательности наших предпринимателей. Необходимо находить и занимать существующие ниши, иначе их займут конкуренты, в т.ч. из вне. Заместителю мэра по экономике - Панову В.И., поручено проработать пути решения указанных проблем. V. Традиционно находится в центре внимания населения ситуация в социальной сфере города. ОМСУ также неустанно отрабатывали многочисленные вопросы, по мере возможностей решали возникающие проблемы. Дополнительных проблем к уже традиционным нам добавили изменения в законодательстве. В частности в сфере общего образования дополнительная работа проводилась по подготовке к внедрению нового базисного учебного плана.

Введению единого гос.экзамена и иным новшествам. Некоторые изменения поставили нас в очень сложное положение. Так, введение нового порядка расчета выделяемых средств выявило у нас 19 лишних класс-комплектов, что автоматически требует укрупнять классы и сокращать учителей. Причина в том, что по установленному нормативу класс должен иметь наполняемость в 25 человек, у нас же объективно нет возможности в наших некапитальных малокомплектных школах разместить в классных комнатах столько детей.

Ну не ломать же перегородки в классах. Остроту проблемы в определенном смысле должна снять новая школа в 9 микрорайоне, которую мы должны сдать к новому учебному году. Уже в конце 2004 года нам пришлось решать проблему организации детского питания в школах. В новом законодательстве бюджетных средств на это не предусмотрено. В результате, удалось найти общий язык с предпринимателями, которые согласились с нашими условиями, и пошли на эксперимент. Опыт оказался удачным. Качество пиши, и уровень цен устроили всех.

Правда, теперь необходимо определиться с содержанием столовых помещений и другими техническими вопросами. В конечном счете, задача ОМСУ обеспечить приемлемый уровень образовательных услуг горожанам. И в этом плане по всем направлениям, от материально-технического обеспечения до повышения качественного уровня образования проводится значительная работа. К числу безусловных достижений, например, следует отнести разработанную специалистами управления программу информатизации системы образования - проект «Сетевой город». Данный проект получил высокую оценку коллег и признан весьма перспективным. Вместе с тем, есть в сфере образования города и узкие места, а именно: - отсутствие системы профильного обучения; - не высокая эффективность использования новых образовательных технологий. В частности по результатам инспекторской проверки Департамента образования АО были сделаны замечания об ослабленном контроле за качественным уровнем естественно-математического образования; - наличие в ученической среде МОСШ фактов насилия и даже вымогательства. Заместителю Мэра по социальным вопросам – Попову А.П. совместно с руководством Управления образования поручено разобраться по существу и исправить ситуацию. 2004 год ознаменовался завершением строительно-монтажных работ на Больничном комплексе. В настоящее время идет его оснащение новым современным оборудованием и самый крупный социальный объект города наконец-то начнет работать для губкинцев. Излишне говорить о том, насколько комфортнее станет и мед.работникам, и горожанам. С учетом увеличения уровня оснащенности мы в праве ждать от МУЗ «Городская больница» повышения качества медицинских услуг.

Во-первых, необходимо самое пристальное внимание уделить профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. В наше время это настоящий бич для россиян. Ну, а нас, северян, всех можно включать в группу риска. Во-вторых, весьма актуальной для города стала проблема туберкулеза. Очевидно, что самой эффективной мерой противодействия этой болезни является максимальный и регулярный охват населения флюорографией. Но о какой эффективности можно говорить, если, например, в ЗАО «Кирилл» охват сотрудников данным обследованием составил немногим более 50 %?! Такое просто не допустимо! Ведь это предприятие общепита и торговли, где охват обследованием флюорографией должен составлять 100 %. В-третьих, необходимо постоянно повышать уровень диагностики. Обнаружение болезни на ранней стадии значительно повышает шансы на выздоровление.

 Считаю, назрела необходимость в активизации совместных усилий медицинских работников, руководителей предприятий, организаций для выработки комплексного подхода к снижению заболеваемости через профилактические, диагностические, диспансерные мероприятия. Поступательным в прошедшем году было развитие в городе культуры и спорта. Причем, на мой взгляд, удалось удачно совместить такие крайности как досуговые занятия в кружках и секциях, так и выход на высокий профессиональный уровень. Несмотря на весьма скромную по современным меркам техническую базу (обеспеченность спортивными сооружениями составляет 37 %, а из 9 учреждений «Управления Культуры» 5 требуют капитального ремонта) нам удается достигать весьма не плохих результатов. К уже широко известным далеко за пределами Губкинского именам добавились воспитанные в городе стрелок Игорь Харитонов, пловец Ростислав Бутвин, скалолазка Динара Фахритдинова, каратист Станислав Семибратченко, творческие коллективы – ансамбль спортивного бального танца «Эдельвейс», эстрадно-джазовый ансамбль «Лама» и др. Поистине самым ярким событием в культурной жизни города стал проведенный в рамках Соглашения о сотрудничестве между городами Ямала – день МО город Губкинский в Новом Уренгое. По общему признанию мы удивили соседей высоким уровнем профессионализма. Галла-концерт, который губкинцы могли увидеть в записи по ТРК «Вектор», стал, на мой взгляд, этапным событием для целого периода развития сферы культуры города. Теперь важно не уронить поднятую высоко планку. В целом же считаю, что нам необходимо от отраслевого подхода в развитии социальной сферы переходить к комплексному. Только в этом случае мы сможем увидеть, что называется объемную картинку протекающих в городском сообществе социальных процессов, включая создание благоприятной для жизни гармоничной среды обитания и формирования здорового образа жизни. Специалистами Администрации закончена разработка комплексной программы «Здоровый город», призванной объединить ресурсы, усилия всех направлений социальной политики для реализации главной задачи – повышения качества жизни населения. Скоро данная программа будет представлена губкинцам. Прошедший год, к сожалению, запомнился и печальными событиями.

Весь мир потрясла трагедия Беслана. Чудовищное по своей жестокости преступление не могло оставить никого равнодушным. Люди, в т.ч. ямальцы, губкинцы откликнулись на чужую беду. Прошедший в городе митинг продемонстрировал единство горожан перед страшным лицом терроризма. Пожалуй, не меньший резонанс вызвало страшное убийство двух девочек в соседнем Тарко-Сале (кстати, лишь недавно задержан подозреваемый в убийстве). Первоначальный шок и растерянность сменились эмоциональными требованиями к городским властям, органам правопорядка, учреждениям образования усилить работу по обеспечению безопасности детей. Меры безопасности, как городскими силовыми структурами, так и ОМСУ были проработаны. В том числе в школах обеспечили дополнительное дежурство, усилили пропускной режим граждан, ограничили доступ транспорта на территорию образовательных учреждений. Понимая, что работу нужно вести комплексно, мы предложили жильцам домов, не оборудованных железными дверями и домофонами объединившись установить их, что обеспечит ограничение доступа в подъезд посторонних людей. Обратились к автовладельцам не оставлять свои машины на ночь рядом с домами, дабы выявлять подозрительные автомобили. Посоветовали родителям лучше контролировать своих детей, отслеживать их передвижение, особенно в позднее время. Были предложены и многие другие меры безопасности. Каков же итог? А никакой! Как говориться круги по воде разошлись и тишина. Как не было дверей с домофонами на большинстве подъездов, так и нет. Как стояли машины у самих окон жилых домов, так и стоят.

 Губкинцы! Почему мы так беспечны? Почему так быстро забываем уроки прошлого? Настоятельно прошу Вас быть ответственными в наше непростое время. Проблема варварского отношения к муниципальному, частному имуществу, проявлений вандализма даже для нашего относительно благополучного города не нова. Отнюдь не блещут чистотой многие подъезды наших многоквартирных домов, периодически требуют серьезного ремонта лифты, ну, а проявления вандализма на новогоднем ледовом городке, так это обычное дело. Регулярно заостряя внимание губкинцев на этой проблеме через СМИ, организуя круглосуточную охрану на ледовом городке, я всегда задавался вопросом, что же движет этими людьми в момент совершения таких поступков. И вот случай получить ответ на этот вопрос представился. 12 сентября в 02.17часов в 5 мкр. были серьезно повреждены 5 рекламных щитов. Виновник был установлен – 17 летний молодой человек Михаил Шут. Студент – очного отделения колледжа УдГУ. Свой поступок он объяснил очень просто – не сложились личные отношения с девушкой, расстроился, ну, а под руку ничего кроме рекламных щитов не подвернулось. Вообщем силушку богатырскую добру молодцу девать было некуда. Думаю, по такой же примерно схеме совершаются и другие акты вандализма. Хотелось бы спросить: 1. У родителей. А что делает, их несовершеннолетнее чадо в такое время на улице, почему они не контролируют его? Ведь дефицит семейного воспитания восполнить в дальнейшем уже невозможно. 2. У учебного заведения. А достаточно ли было контроля с их стороны и совместной работы с родителями. Ведь где-то болтался молодец, когда пачками пропускал занятия в колледже. Не стоит учебному заведению устраняться от воспитания своих учащихся. 3. У общественности.

Когда же мы прекратим проходить мимо, когда на наших глазах творятся безобразия. Мне не хотелось, чтобы мои слова были восприняты исключительно применительно к конкретному случаю. У нас в городе, к сожалению не один такой Шут и учатся они не только в колледже. Просто это пример негативного явления существующего в нашем городе и не стоит делать вид, что ничего не происходит. С этим нужно решительно бороться. Одним из направлений работы Администрации города является организация архивного хранения документов. Работа в этом плане проведена значительная. Выделено помещение, кстати, показатель архивной площади из расчета на душу населения у нас самый большой в ЯНАО, проведен ремонт, перепланировка, подобраны кадры. В настоящее время активно идет наполнение фондов, основная часть которых – документы работников предприятий и организаций города. Возможно, кто-то воспринимает архив как нечто нужное, лишь историкам. Но эти документы могут в любой момент пригодиться каждому из нас. Как, например, они понадобились Прокопенко Галине Тимофеевне для начисления пенсии за период работы с 1991 по 1997 год в ОАО «ОРС – 22». Оказалось, что документов за 1994 – 1995 год не сохранилось полностью, а за 1992,1993,1997 годы не сохранилось частично. Какие чувства может испытывать человек, честно отработавший на Крайнем Севере годы и по вине предприятия, не удосужившегося сохранить и в полном объеме передать документы в Архив, лишенный возможности подтвердить это перед органами соцобеспечения?! Призываю всех руководителей предприятий, организаций и учреждений города думать о своих людях. Придет время, и мы с вами будем собирать справки подтверждающие стаж, размер заработной платы. Помните об этом. ОМСУ сделали все необходимое для нормальной организации этой работы, теперь дело за вами. Обратите внимание на организацию своих внутренних архивов, условия хранения в них документов, их правильное оформление, своевременную и в полном объеме передачу в муниципальный архив.

Особенно следует отработать данный вопрос таким организациям, как ОАО «ТНГС», МУП «Губкинский молокозавод», предприятиям малого и среднего бизнеса. Многочисленные изменения в федеральном законодательстве коснулись, в том числе и представительных органов местного самоуправления. Губкинская городская Дума третьего созыва, которую мы будем избирать в 2005 году, будет уже с несколько иным набором полномочий, увеличится численно до 15 человек. Ну, а в прошедшем году, депутаты действующей городской Думы и в существенно меньшем количественном составе успешно справлялись со стоящими перед ними задачами. За 2004 год было проведено 6 заседаний городской Думы, на которых в общей сложности рассмотрено 62 вопроса. Решения, принятые депутатами, касались всех сфер жизни города: бюджетных отношений, собственности, местного самоуправления и пр. Благодарен депутатам за их неравнодушие, принципиальность, взвешенность в оценках и решениях.

Также хочу выразить искреннюю признательность специалистам аппарата, структурных подразделений Администрации города, сотрудникам федеральных учреждений работающих на территории города, работникам предприятий и организаций, всем жителям Губкинского за понимание, поддержку и помощь в работе. В завершении, я хотел бы отметить, что, несмотря на юношеский возраст нашего города, ведь буквально накануне исполнилось 19 лет со дня закладки в его основание первого камня, Губкинский уже имеет достойную историю. Яркими вехами в ней стали: бурное становление социального организма, законодательное закрепление статуса города, дальнейшее поступательное развитие его материальной и духовной составляющей. Задача органов местного самоуправления и горожан согласованными усилиями продолжить заполнение славной летописи города Губкинский, именем которого уже названа далекая звезда во вселенной.

 В. Лебедевич Мэр города
Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+
Версия сайта для слабовидящих