Отчет Главы города за 2009 год


Дорогие друзья! Уважаемые депутаты!

Прошедший 2009 год запомнится большинству россиян, как, впрочем, и жителям других стран, как год экономических потрясений. Зародившиеся еще в 2008 году финансовые неурядицы переросли в полномасштабный мировой экономический кризис, затронувший, так или иначе, все отрасли хозяйства, все государства, каждую семью. К сожалению, приходится констатировать, что российская экономика, лишь относительно недавно перешедшая на рыночные рельсы и пока не имеющая устойчивого иммунитета к подобного рода потрясениям, пострадала от кризиса очень серьезно. Экономический спад в России существенно превысил средние значения по экономически развитым странам.

Вместе с тем, безусловным фактором является следующий: руководству страны удалось сохранить управляемость экономики, устойчивость банковской системы, а главное – оградить от разрушения социальную сферу. Как сказал в конце 2009 года на съезде ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ее председатель, премьер-министр РФ В. Путин: «Мы обещали сделать все, чтобы коллапс 1991 и 1998 годов в нашей стране больше не повторился… Это обещание мы выполнили». Не собираюсь приукрашивать действительность, всем слишком хорошо известно, с какими масштабными проблемами нам пришлось столкнуться, и в своем выступлении я об этом еще скажу, однако очень надеюсь, что нижняя точка падения уже пройдена. Об этом свидетельствуют макроэкономические показатели.

Уважаемые горожане! 

В условиях экономических неурядиц своей безусловной обязанностью как главы города, несущего первоочередную ответственность за устойчивое функционирование сложного городского хозяйства, считаю решение задачи по сохранению в муниципальном образовании общественно-политической и социально-экономической стабильности. Именно на это были направлены основные усилия специалистов, возглавляемой мною Администрации города. В этой многотрудной работе существенную помощь мы получили от базирующихся в Губкинском территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, работников предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование всех систем городского хозяйства. Наконец, серьезной лептой в сохранение стабильности стала в целом взвешенная позиция всех губкинцев. За что всем огромная благодарность! Очевидным подтверждением данного тезиса стало отсутствие за непростой прошедший год в городе протестных акций, вышедших за цивилизованные рамки трудовых споров и т.п. Об устойчивости политической ситуации в городе свидетельствуют также ход и результаты прошедших в отчетный период выборных кампаний. В марте 2008 года прошли дополнительные выборы депутата Тюменской областной Думы IV созыва по одномандатному избирательному округу № 3, в которых, помимо губкинцев, участвовали жители Ноябрьска, Муравленко, части Пуровского района. Скажу прямо, данные выборы не ознаменовались большой активностью избирателей, чего, впрочем, от этих выборов ожидать сложно. Однако губкинцы внесли заметный вклад в победу Кононова Алексея Викторовича, выдвинутого ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уровень поддержки по Губкинскому (65,4%) оказался у него существенно выше, чем у соседей. Полагаю, что мы не ошиблись с выбором. Алексей Викторович за период исполнения своих полномочий проявил себя как ответственный и принципиальный депутат. Регулярно посещая города и поселки, входящие в состав избирательного округа, он стремится вникнуть в суть проблем как конкретных людей, так и муниципальных образований в целом, откликается на просьбы ОМСУ. Так, за 2009 год из собственного депутатского фонда он выделил 6000 тыс. рублей для решения конкретных вопросов в сферах культуры, физкультуры и спорта. Уверен, что не ошиблись в своем выборе губкинцы и на прошедших уже в начале текущего года выборах депутатов Законодательного Собрания ЯНАО. На этот раз явка избирателей была существенно выше. По 10-му одномандатному избирательному округу, куда входят Губкинский, поселки Пурпе и КС-02, она составила 48,74 %. Уверенную победу здесь одержал генеральный директор нашего градообразующего предприятия ООО «РН-Пурнефтегаз» В.Литвиненко (73,3%). Знаю Виталия Анатольевича как ответственного человека и руководителя, поэтому обещания, данные им на встречах с избирателями в ходе предвыборной кампании, для него не пустой звук, а руководство к действию. Полагаю, что активное содействие нашего депутата при обсуждении в Законодательном Собрании ЯНАО жизненно-важных для города проблем будет очень полезным. Впрочем, на такую же позицию мы вправе рассчитывать и от всей фракции ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уровень поддержки этой партии со стороны губкинцев также оказался очень серьезным (68,35 %).

Уважаемые губкинцы!

Одним из важнейших, а главное – вполне наглядным – критерием благополучия государства, региона или муниципального образования является уровень бюджетной обеспеченности. Неоднократно заявлял с самых разных трибун, что только в случае наличия финансовых возможностей для решения вопросов, отнесенных к компетенции конкретного уровня власти, она может стать эффективной. Конечно, это не единственное, но обязательное условие. В этой связи отмечу, что работа с бюджетом города в прошедшем году была очень непростой. Начнем с того, что уже утвержденный бюджет, основанный на показателях успешного 2008 года, в условиях углубляющегося мирового финансового кризиса в начале 2009 года пришлось секвестировать на 21 %. На такую крайне болезненную процедуру пришлось пойти не только нам. Но и всем МО ЯНАО. Более того, даже исполнение урезанного бюджета потребовало от всех городских структур, задействованных в данном процессе, предельного напряжения сил. Особенно непростым оказалось начало года.

В конечном счете, бюджет 2009 года был исполнен с профицитом 44 296 тыс. рублей, что позволило дополнительно к плановым профинансировать ряд крайне важных для губкинцев мероприятий и проектов. Однако бюджет 2009 года оказался существенно, на 13,2 %, меньше бюджета 2008 года. И это не могло не отразиться на наших расходах. Безусловно, от сокращения бюджета изначально были защищены статьи, связанные с социальными обязательствами перед гражданами, т.е. заработная плата, пособия, иные социальные выплаты. При этом «под нож» пошел бюджет развития. И хотя в течение года нам удалось из различных источников привлечь дополнительные средства, они в целом не перекрыли потерь. В этой связи крайне важно повысить эффективность расходования имеющихся бюджетных средств. Совершенно очевидно, что это реальный путь в условиях дефицита ресурсов сохранить, а, возможно, и поднять планку запланированного результата. Именно такие цели поставило руководство страны перед всеми уровнями исполнительной власти в рамках реализуемой бюджетной реформы. 

Сам принцип внедряемой модели бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), состоит в достижении результата при меньших затратах. В рамках указанного направления специалистами Администрации города при содействии консультантов ООО «РАСТАМ – бюджетные технологии» (г.Тюмень) разработана и реализуется «Программа реформирования муниципальных финансов МО город Губкинский на 2009-2011 годы». В прошедшем году успешно пройден первый этап реализации Программы. Результатом масштабной работы, в которой участвовали не только специалисты Администрации, но и буквально все организации и учреждения – распорядители бюджетных средств стали: 
1) сформированы реестры расходных обязательств МО город Губкинский за отчетный, текущий и плановый периоды; 
2) в рамках подготовки «Докладов о результатах и основный направлениях деятельности» были проанализированы цели, задачи и показатели деятельности главных распорядителей бюджетных средств;
3) с целью обеспечения жесткой увязки между распределением бюджетных средств и получением фактических результатов от их использования осуществляется переход к преимущественно программно-целевым методам бюджетного планирования. В итоге сформировано на 2010 год девять ведомственных целевых и 17 долгосрочных муниципальных целевых программ, что позволило бюджет города на 63% сформировать по программно-целевому методу. Отмечу, что это очень неплохой показатель!
4) сформированы муниципальные задания для муниципальных (бюджетных) и автономных учреждений города; 5) разработаны стандарты качества предоставления муниципальных услуг и административных регламентов по их предоставлению. Вся эта, не побоюсь этого слова, титаническая работа задумана и делается, в конечном счете, для потребителей услуг, т.е. для всех губкинцев. И поэтому, чтобы не утомлять слушателей, может быть, не очень понятными терминами, подчеркну: чиновники городской Администрации работают для населения. Существуют ли в этом плане недоработки, узкие места? Безусловно! Ведь все мы люди! Именно поэтому важнейшей составной частью бюджетной реформы является активное сотрудничество с населением для наиболее полного выявления предпочтений потребителей о видах, объеме и качестве предоставляемых муниципальных услуг. Для этого разработан Порядок проведения оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании городского бюджета. И эта работа будет проводиться постоянно. Кроме того, прилагается максимум усилий для повышения информированности губкинцев, обеспечение прозрачности всей деятельности муниципалитета. На это нацелены все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы.

На официальном Интернет-сайте Администрации города размещается весь перечень нормативных муниципальных правовых актов. В ближайшее время интерфейс и архитектура сайта будут доработаны для максимального удобства пользователей. Кроме того, на сайте будет предусмотрена возможность задать вопрос о деятельности органов местного самоуправления главе города, его заместителям, другим ответственным чиновникам и получить ответ. Дополнительно в наиболее посещаемых местах будут установлены информационные киоски, где горожане смогут оперативно получить интересующую их информацию. Печатаются и распространяются бесплатно спецвыпуски с нормативными актами Городской Думы и Администрации города. Сориентированы на эту работу и городские электронные и печатные средства массовой информации.

Работая в непростых условиях кадрового «голода», достаточно скромного, по сравнению с крупными информационными холдингами, финансирования они стремятся максимально насытить городское информационное пространство. Впрочем, полагаю, что и в нынешнем состоянии у них есть возможности прибавить в остроте, актуальности и профессионализме материалов. 

В прошедшем году Администрацией города была учреждена общественно-политическая газета «Губкинская неделя». Именно она стала первым в городе автономным учреждением.

Внедрение этой новой для нас организационно-правовой формы также потребовало дополнительной проработки ряда вопросов, разработки нормативных актов и просто уяснения сути новшества. Коллективу газеты пришлось непросто, как, впрочем, всегда бывает с первопроходцами. Однако наработанный опыт очень помог идущим следом. С начала 2010 года у нас уже четыре учреждения работают в статусе автономных.

Уважаемые горожане!

Влияние мирового финансового и экономического кризиса не могло не отразиться на социально-экономическом развитии муниципального образования. Безусловно, он внес негативные коррективы в динамику развития Губкинского в прошедшем году. Практически в два раза снизился, по сравнению с 2008 годом, объем инвестиций в основной капитал. Наибольший объем (71,2%) инвестиций был направлен в развитие объектов производственного назначения. Основными инвесторами, как и в прошлые годы, стали ООО «РН – Пурнефтегаз», ОАО «Губкинский ГПК», РУП «ПО «Белоруснефть», ООО «Белоруснефть – Сибирь». Резко сократились инвестиции в жилищное строительство (12,9% к уровню 2008 г.), что больно ударило по строительной отрасли. Если в период 2006 – 2008 годов нам удавалось сдавать более 20 тыс.кв. м. жилья в год (если точнее – от 24 до 26 тыс. кв.м), то в 2009 году лишь 4,3 тыс.кв.м.

Причина данной ситуации в том, что главными инвесторами жилищного строительства являются горожане. В условиях же ужесточения требований со стороны банков, как к юридическим, так и физическим лицам относительно предоставления кредитов под долевое строительство и ипотечное кредитование, а также высоких процентных ставок, количество инвесторов жилищного строительства упало катастрофически. Недостаток денежных средств для окончания строительства уже начатых многоквартирных домов привел к переносу сроков сдачи на более поздние сроки, а в случае с ООО «Энергоспецстрой» - к появлению в Губкинском до того неизвестного явления как «обманутые дольщики».

Скажу прямо, их могло бы быть больше, если бы руководство АО не откликнулось на нашу просьбу и не выделило дополнительные средства из окружного бюджета для завершения строительства многоквартирных жилых домов с высокой степенью готовности. В создавшихся условиях застройщики вынуждены замораживать начало строительство новых жилищных объектов и, как следствие, сокращать численность работников. В результате за год произошло сокращение численности работающих на предприятиях города на 2539 человек. Причем 2/3 от этого числа – на крупных и средних предприятиях и около трети – на малых предприятиях. Соответственно, в 3,7 раз увеличилось число обратившихся по вопросу трудоустройства. Уровень безработицы повысился с 0,63 % в 2008 году до 1,65 % в отчетном периоде. И это лишь официальные цифры занятости населения, скрытая безработица, безусловно, выше. Приходится констатировать, что произошло снижение уровня жизни губкинцев.

Денежные доходы на душу населения снизились по сравнению с прошлым годом на 5%, реальные же денежные доходы снизились на 14%. Вместе с тем, несмотря на сложную ситуацию, удалось сохранить уровень промышленного производства. По сравнению с предыдущим годом оно даже возросло на 1,2%. Отмечается рост производства: газа компримированного – на 8,4%; ШФЛУ – 6,3%; молочной продукции – в 2,4 раза; на 0,6% больше к уровню прошлого года реализовано электроэнергии. Следует признать, что кризис сильно ударил по экономике города, а главное – по значительному слою губкинцев. И если занятые в бюджетном секторе ощутили кризис косвенно, ведь все уровни власти, включая и муниципальный, в целом выполнили, как и обещали, свои социальные обязательства перед бюджетниками, то ряд сфер и отраслей экономики кризис затронул очень серьезно. О сфере строительства я уже говорил. Сильно упали объемы заказов и в сфере ТЭКа. Как следствие, организации, занятые КРС, автоперевозками, отсыпкой и т.п. оказались с заметно уменьшившимся портфелем заказов. Кроме того, в регион «хлынули» подрядчики из других областей, где экономических проблем еще больше, чем на Ямале. Пользуясь несовершенством №94 ФЗ (о торгах), эти организации вытесняют с рынка местные, давно работающие в регионе, компании.

Не имея на Ямале нормальных производственных баз, постоянного квалифицированного коллектива, они, отчаянно демпингуя, получают подряды, затем привозят дешевую, неквалифицированную рабочую силу. В результате местные подрядные организации вынуждены сокращать рабочие места, что приводит к безработице, недополучению бюджетами разных уровней налоговых поступлений, росту социальной напряженности и т.п. Такие точки напряженности есть повсеместно: и в городе, и в регионе, и в стране. Всю страну всколыхнула ситуация в небольшом городе Пикалево Ленинградской области, где практически одновременно закрылись основные предприятия города, и люди вышли перекрывать в знак протеста транспортную магистраль. Есть примеры и гораздо ближе к нам. В соседнем поселке «Мостоотряд», требуя выплаты заработанных средств, устраивали голодовку работники ЗАО ГРК «Северная экспедиция». 

Есть проблемные предприятия и в Губкинском, хотя до такого накала социальной напряженности дело не дошло. Отдавая себе отчет в масштабе проблем и социальных рисков, Правительство РФ разработало и вынесло на всенародное обсуждение федеральную Антикризисную программу. Подобные программы были разработаны и в регионах. В целях минимизации влияния мирового финансового кризиса Администрацией города была разработана Программа антикризисных мер. Она включает в себя мероприятия по ряду важнейших направлений: бюджетная политика, поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан, стабилизация общественно-политической ситуации, поддержка малого и среднего предпринимательства. Кроме того, при Администрации города была создана Антикризисная комиссия. В ее работе, помимо представителей муниципалитета, активно участвовали прокурор города, руководитель центра занятости.

Задача комиссии – отслеживание ситуации с задолженностью по заработной плате, высвобождением работников с предприятий и организаций города, мониторинг рынка труда. В соответствии с введенной в оборот премьер-министром РФ В.Путиным терминологией это и есть «ручное управление». На заседаниях заслушивалась и обсуждалась информация руководителей надзорных органов, специалистов Администрации города. Заслушано 18 руководителей предприятий по вопросу погашения задолженности по зарплате, проведено семь встреч с руководителями, планировавшими сокращение штата и высвобождение работников. Некоторые руководители предприятий-должников неоднократно приглашались на заседания комиссии, в т.ч. выездные, на видеоконференции Антикризисного штаба ЯНАО. Органами местного самоуправления оказывается помощь в погашении дебиторской задолженности перед субподрядчиками за выполненный объем работ, организуются юридические консультации руководителям. Комплексные меры дают результат. Так, за последний период с 12.01 по 23.03 2010 года задолженность по заработной плате по предприятиям, находящимся на контроле Антикризисной комиссии, снизилась на 13,1%. Кроме того, отсутствует задолженность по заработной плате в бюджетной сфере. 

Однако работа в этом направлении идет очень сложно, т.к. часто цепочка взаимных неплатежей является многоступенчатой и начинается нередко в головном офисе далеко за пределами Ямала, чаще всего в Москве. Так что суммы за телефонные переговоры с разными городами приходят в Администрацию немалые, и уж кому-кому, а операторам связи кризис не страшен. Другое важное направление деятельности – стабилизация ситуации на рынке труда. 

С этой целью с октября 2008 года ведется мониторинг рынка труда. Отслеживаются и анализируются все случаи высвобождения предприятиями работников, введения режима неполного времени, временной приостановки работы /простоя/, предоставления работникам отпуска без сохранения заработной платы. Судьба ни одного из высвобожденных работников не остается без внимания. Конечно, предложить всем новую работу в соответствии с пожеланиями, профессией и квалификацией возможности нет. Однако мы стремимся к тому, чтобы ни один губкинец не оказался выброшенным из социальной жизни без вариантов и перспектив дальнейшего трудоустройства. Совместно с Центром занятости населения города проводится работа по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки с целью приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений. 

В результате, в 2009 году заключено 103 договора по организации общественных работ, временному трудоустройству, стажировки безработных граждан, ищущих работу, и 8 договоров по организации предпринимательской деятельности и самозанятости. Для сохранения стабильной ситуации на рынке труда города реализуется ряд федеральных, окружных и муниципальных программ, в рамках которых в прошедшем году израсходовано 4926,9 тыс. рублей, в т.ч. из местного бюджета – 653,7 тыс. рублей. Однако будем откровенны: все это очень необходимые, но, по сути, экстренные мероприятия.

Не может устойчиво развиваться город, если он зависит от 1-2 предприятий или одной отрасли экономики. Любое изменение конъюнктуры рынка может привести такое поселение в крайне тяжелое положение. Напомню, кстати, что в структуре промышленного производства Губкинского удельный вес предприятий группы «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» достигает 86%. Именно такие монопрофильные населенные пункты оказались наиболее уязвимыми в условиях кризиса. На этой проблеме Президент РФ Д.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию остановился особо. Им дано поручение Правительству РФ в достаточно сжатые сроки сделать анализ ситуации, разработать и утвердить программу содействия развитию моногородов. Безусловно, в процессе такой титанической работы (а всего по России таких населенных пунктов более 400) огромная ответственность ложится на региональные и, особенно, на муниципальные власти. Кому как не им лучше знать ситуацию на местах?

И у нас, безусловно, есть комплексное видение проблемы и предложения по ее решению. В очень сжатые сроки разработан и направлен в администрацию АО «Комплексный инновационный план модернизации моногорода Губкинский на 2010 – 2016 годы». Конечно, это далеко не окончательный рамочный документ, в котором мы прежде всего сделали анализ социально-экономического положения города, исходя из его сильных и слабых сторон, и сделали общие наброски диверсификации его экономики. Отмечу, что, несмотря на наличие объективных проблемных факторов, связанных, прежде всего, с удаленностью от потенциального потребителя нашей продукции и услуг, серьезными накладными расходами на транспорт и т.п., у Губкинского есть реальные возможности. Уже сейчас можно уверенно говорить о большом потенциале проектов нефтегазопереработки, масштабном развитии малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах и т.п. При этом, еще раз подчеркиваю, работа по формированию комплексного плана развития Губкинского далеко не завершена. Предстоит масштабная работа с привлечением научных учреждений, т.к. существующая Стратегия социально-экономического развития Губкинского на сегодняшний день устарела и не соответствует современным требованиям. Поставлены новые задачи развития страны, обозначены принципиальные пути достижения целей. А самое главное – никакой стратегии, никакого плана долгосрочного развития города невозможно разработать без активного и заинтересованного участия его жителей, предприятий, малого и среднего бизнеса.

Поэтому от вашей инициативы и заинтересованности, дорогие губкинцы, будет напрямую зависеть, насколько глубоким и жизнеспособным будет План перспективного развития нашего города, получит он новый серьезный импульс движению вперед или будет постепенно затухать и превратится, в конечном счете, в город-призрак, каких немало в мире! Уверен, подавляющее большинство губкинцев верит в светлые перспективы своего города!

Уважаемые губкинцы!

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.Медведев откровенно и недвусмысленно обозначил: «…нашей стране необходима всесторонняя модернизация», т.к. «по-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни». По сути глава государства во всеуслышание заявил, что дальше откладывать назревшие перемены в стране просто невозможно, т.к. это чревато не просто серьезными проблемами, а ставит под вопрос само существование России как самостоятельного государства. И экономический кризис это лишь окончательно убедительно продемонстрировал.

Наша страна серьезно отягощена многими проблемами, начиная от изношенной и неэффективной инфраструктуры и кончая морально-нравственной коррозией общества. Совершенно очевидно, что, говоря с высокой трибуны о таких вещах и ставя перед всем обществом задачи глобального масштаба, Президент предполагает, что для их решения необходимо участие всех уровней власти, всех социальных институтов, наконец, всех граждан. Только объединившись вокруг этой идеи, мы сможем изменить нашу Россию и нашу жизнь. 

Выступление Д.Медведева имело огромный резонанс, активно обсуждалось и в средствах массовой информации, и на совещаниях, и на «кухнях». Мнения при этом высказывались диаметрально противоположные: от безудержной эйфории до полного скепсиса. Я же, как практик, не один год занимающийся проблемами городского хозяйства, формирования бюджета МО, а также вопросами его перспективного развития очень хорошо понимаю посыл Президента. Возможно, как у специалиста местного самоуправления, мое видение модернизации будет не таким глобальным, как у руководителей федерального уровня, а объяснение – не таким научным, как у заслуженных ученых, но в вопросах, которыми занимаюсь, я разбираюсь неплохо. К тому же, в Губкинском нет пока крупнейших научно-исследовательских центров, и говорить я буду не о высших материях, а о наших городских проблемах, которые, впрочем, тесно увязаны с тем, о чем говорил Президент. Прежде всего замечу, что Д.Медведев говорил о непрерывных эволюционных обновлениях во всех сферах жизни общества – от технологической до духовной, причем, обновлениях инновационных, т.е. основанных на самых современных мировых достижениях и образцах. Что это означает применительно к нашему небольшому северному городу? Во-первых, изменение подходов в управлении. Внедрение современных технологий управления муниципальными финансами как основы всего процесса, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, т.е. во благо и в интересах всех горожан. В этом суть инновационных подходов в этой сфере. Об этом я достаточно подробно уже говорил.

Добавлю лишь, что в процессе внедрения этих новых подходов необходимо меняться и самим руководителям. Уже сейчас становится очевидно, что кто-то не очень стремится, а кто-то просто не способен работать в новых условиях, соответствовать все возрастающим требованиям. С такими людьми мы будем расставаться. Тем более что контроль за эффективностью работы управленцев всех уровней становится все жестче. С 2008 года в соответствии с Указом Президента РФ №607 и Распоряжением Правительства РФ №1313 нами формируется ежегодный доклад Главы города о достигнутых значениях показателей деятельности ОМСУ г. Губкинского. Он состоит из 69 показателей эффективности, характеризующих ситуацию во всех отраслях городского хозяйства. Во многом по этим показателям и их динамике судят об эффективности нашей работы. Второй, пожалуй, самый масштабный блок – технологическая модернизация хозяйственной инфраструктуры. Сейчас много обсуждается проблема изношенной, созданной еще зачастую во времена СССР, устаревший морально и физически инфраструктуры хозяйственных объектов. 

Применительно к специфике нашего города речь, прежде всего, идет об инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса. Это и котельные, и сети ГВС – ХВС с водоочистными сооружениями, и водоотведение с канализационно-очистными сооружениями, и электросетевое хозяйство, и дороги, и многое другое. Как и везде в муниципалитетах необъятной России (а мне это доподлинно известно по работе в Общероссийском объединении муниципальных образований (Конгрессе), это, пожалуй, самая острая проблема городского хозяйства. Долгие годы недофинансирования привели ЖКК в удручающее состояние. Во многих, особенно небольших, нестоличных муниципалитетах износ данной инфраструктуры приближается к 100%. Мы также постоянно сталкиваемся с проблемой недофинансирования крайне необходимых работ по плановой замене сетей, ремонту котельных и т.п. И хотя Губкинскому еще нет и 25 лет, да и ЯНАО – регион один из наиболее благополучных в РФ, уровень износа инфраструктуры ЖКК также значителен. Конечно, это не 100%, но и 47,2% на начало 2010 года – также значительная цифра. Тем более что по сетям водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения износ вплотную приближается к 60 %. Кстати, именно значительный износ сетей ЖКК, как считают специалисты, приводит в среднем по стране к 50% потерь тепла, воды и т.п., что является одной из главных причин, не позволяющих сдерживать рост тарифов на коммунальные услуги. И здесь мы подходим к еще одной проблеме обозначенной Президентом РФ. Это недопустимо низкая на сегодняшний день энергоэффективность нашей экономики, которая в разы ниже показателей развитых стран.

В Губкинском мы давно занимаемся данной проблемой. Вот и в прошедшем году были приобретены для объектов ЖКК станции частотно-регулируемых электроприводов, что закрывает 63% имеющихся потребностей. В 2011 году мы полностью обеспечим оснащение частотно-регулируемыми электроприводами. Уже в 2010 году на 100% оснастим ЦТП теплообменниками с высоким уровнем КПД, что даст также экономию тепловой энергии до 15% в микрорайонах их установки. Выполнение комплекса указанных мероприятий позволит сэкономить до 20% электроэнергии. Кроме того, в прошедшем году отремонтировано сетей тепловодоснабжения общей протяженностью 3,3 км. Реконструированы воздушные линии (ВЛ-10) – 2,5 км, кабельные линии (КЛ-0,4) – 6,1 км. Проведено много других мероприятий. Продолжается строительство второй очереди канализационно-очистных сооружений. В 2009 году освоено около 60 млн. рублей, в эксплуатацию введены производственные здания /блоки №1-4/, вспомогательный корпус. 

Объект имеет огромное значение для устойчивости работы всего ЖКК города, его завершение обеспечит город мощностями КОС на десятилетие вперед. Нам удалось, благодаря финансовой поддержке Администрации автономного округа, сделать серьезный задел на будущее. Особенно хочу подчеркнуть, что новые объекты построены в соответствии с современными требованиями энергоэффективности и технологии производства. С завершением реконструкции КОС мы сможем подступиться к другому важнейшему объекту – полигону ТБО и ТПО. Этой зимой на протяжении нескольких дней губкинцы ощущали, что значит использование устаревших технологий утилизации ТБО. Самопроизвольное возгорание внутренних пластов карты ТБО некоторое время не удавалось затушить. Строительство современного объекта по переработке ТБО позволит решить многие проблемы, в т.ч. – и важные экологические. В сентябре прошедшего года между Администрацией города и ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» подписано Соглашение об организации мероприятий, направленных на улучшение системы расчетов за потребленную электроэнергию. В рамках данного Соглашения запланирована замена 6 600 приборов учета электроэнергии с внедрением автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электроэнергии. Это позволит вести учет потребления электроэнергии по зонам суток – ночью и днем. Причем, в ночную зону (с 23 до 07.00) тариф в два раза ниже дневного. 

Такое использование современных инновационных технологий идет только на благо горожанам. В целом хочу отметить, что в Администрации города ведется серьезная работа в рамках принятого недавно Федерального закона №261 – ФЗ, который сокращенно называют «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». На сегодняшний день сформирован План мероприятий по повышению эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса города Губкинского на период 2010-2012 годы. В плане управленческих инноваций с целью оптимизации транспортных расходов произведена реорганизация транспортных цехов на предприятиях ЖКХ. Это позволило рациональнее использовать технику, т.к. в течение дня она может работать в разных организациях. Кроме того, возросла эффективность использования муниципального имущества в сфере ЖКХ путем снижения затрат на содержание производственных баз. Как результат – уменьшение транспортных расходов в себестоимости услуг, а также уменьшение уплаты налогов на имущество. С целью повышения конкуренции и, как следствие, улучшения качества услуг, привлечены к работе в жилищном секторе на территории города две новых управляющих организации частной формы собственности: ООО «Комплекс-2. Сервис» и ООО «ТНГС». В результате, сегодня цена содержания жилья остается на уровне 2009 года, а по некоторым домам произошло уменьшение на 2%. Конечно, новым управляющим организациям необходимо время, чтобы повысить эффективность своей работы по обслуживанию жилищного фонда. Важнейший принцип энергоэффективных отношений – учет и оплата реально потребленных услуг. 

В жилищно-коммунальной сфере речь идет о тепловой энергии, горячей и холодной воде. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки оснастить все общественные и жилые здания, включая квартиры в многоквартирных домах приборами учета коммунальных ресурсов. Только в этом случае начнет на практике действовать принцип заинтересованности всех сторон – потребителя и поставщика ресурса относительно экономного и рачительного к нему отношения. Муниципалитет уже ряд лет активно внедряет в практику установку приборов учета. Прошедший год не стал исключением. Реализованные мероприятия позволили увеличить долю отпуска коммунальных услуг по приборам учета с 45,6% в 2008 году до 51,6% на начало 2010 года. Хотел бы подчеркнуть, что все перечисленные мероприятия реализуются не для галочки. В конечном счете, они являются теми рычагами, которые позволяют нам решать вполне конкретные, очень актуальные и понятные каждому губкинцу задачи. Во-первых, речь идет о повышении надежности функционирования систем жизнеобеспечения. Главный наш контролер в этом вопросе – зима, которая в этом году была на редкость суровой, поставила нашей работе твердую положительную оценку. За весь зимний период не было допущено ни одной серьезной аварии. Видимо, не случайно уже ряд лет межведомственная комиссия по оценке готовности муниципальных образований ЯНАО к работе в осенне-зимний период первым подписывает Паспорт готовности именно нашего города. Во-вторых, важнейшая задача, которую мы постоянно держим на контроле, осуществляя любые мероприятия в сфере жилищно-коммунального комплекса – сдерживание роста тарифов ЖКУ.

По итогам 2009 года оплата жилищно-коммунальных услуг в городе увеличилась в среднем на 22%, в т.ч. по коммунальным услугам – на 24%, по жилищным услугам – на 16%. При этом отмечу, что службой по тарифам ЯНАО предельный индекс роста был утвержден в 29,9%. Рост этот, как и в прошлые годы, связан прежде всего с двумя факторами:
1) инфляционными процессами в стране; 
2) достижением уровня 100% оплаты коммунальных услуг. Такую задачу уже несколько лет назад поставил перед муниципалитетами федеральный центр. Невыполнение данной установки трактуется, кстати, как неэффективное расходование финансовых ресурсов.

Однако даже в условиях жестких дискуссий с вышестоящими структурами нам удалось не подняться до этих не самых приятных высот. Уровень оплаты тепловой энергии остановился на 97%, и, что особенно важно, уровень оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения в общежитиях остается на уровне 54%. И это притом, что даже такой уровень платежей вызывает у жильцов справедливое возмущение. Но в этом и состоит суть проблемы устаревшей инфраструктуры, в данном случае ветхих общежитий. Этим некапитальным строениям уже два десятка лет, и они уже давно отработали свой ресурс. 

Ценой серьезных усилий и капиталовложений мы стараемся поддерживать их в жилом состоянии. В прошедшем году на капитальный ремонт жилищного фонда израсходовано 25,8 млн. рублей. Однако в условиях, когда у нас только общежитий проекта «Вахта-80» (или, как мы их называем, «УНИМО») 68 штук, такие суммы кардинально ничего не решают. В этих общежитиях даже установить электрические счетчики индивидуального пользования является огромной технической проблемой. Т.о., продолжение эксплуатации этих и прочих, не отвечающих требованиям теплоизоляции, зданий объективно ведет к дополнительным издержкам и росту тарифов на ЖКУ.

И даже достаточно продуктивная, на мой взгляд, работа муниципалитета по внедрению энергоэффективных технологий и рационального управления не позволяет остановить рост тарифов на ЖКУ. Вместе с тем, мы будем продолжать эту работу, которую иногда сравнивают с «сизифовым трудом». Не вполне согласен с такой оценкой. Определенные успехи в этом направлении, безусловно, есть. С учетом названных выше наработок мы планировали на 2010 год существенное снижение динамики роста тарифов на ЖКУ: на 5,6% вместо 24% прошлогодних. И это далеко не те 40 и более процентов роста в начале 2010 года, о которых недавно говорил Президент РФ, возмущаясь ситуацией в ряде регионов и городов страны. При этом на сегодняшний день в Губкинском повышения не было вообще, до конца III квартала не планируется, а, возможно, не будет и до конца года. Сейчас этот вопрос рассматривается в Администрации ЯНАО. 

Уважаемые губкинцы!

Важнейшим направлением модернизации устаревшей инфраструктуры, как было сказано выше, является ликвидация ветхого и аварийного жилья. Фактически к такому у нас в городе можно отнести все некапитальное жилье, которого в городе около 249,8 тыс. кв. метров. Исходя из этого, вырисовывается и масштаб задач. В последние годы нам удалось серьезно продвинуться в вопросе жилищного строительства. За период с 2006-2008 гг. в городе построено 73,1 кв. метров жилья. Однако по причинам, обозначенным выше, прошедший год не стал успешным относительно ввода жилья как в Губкинском, так и в стране в целом. С учетом того, что кризис не просто привел к спаду в строительстве, а фактически разрушил существовавшую систему финансирования, налаженных производственных связей, а зачастую – и доверие населения к застройщикам. При этом осталось главное – потребность населения в жилье. Она никуда не делась, просто для большинства семей жилье вновь стало недоступно. Совершенно очевидно: нужны новые механизмы для привлечения средств в жилищное строительство. 

Причем, решать эту проблему нужно безотлагательно. Во-первых, для того, чтобы не усугублять и без того острую жилищную проблему; во-вторых, для сохранения самой строительной отрасли, т.к. длительного периода без подрядов многие организации, особенно небольшие, просто не переживут. А что такое восстанавливать потерянные коллективы профессионалов нам, к сожалению, хорошо известно с 90-х годов прошлого века. Полагаю, что в сложившихся условиях главную роль в поддержке жилищного строительства должно сыграть государство.

Собственно, так и происходит. Во многих регионах под реализацию различных федеральных программ, в т.ч. по предоставлению жилья военным, переселения из регионов с неблагоприятными климатическими условиями и т.п., приобреталось жилье с высокой степенью готовности. К сожалению, Ямал это практически не затронуло, ведь наш регион не рассматривается как территория для расселения пенсионеров. Вместе с тем, руководство автономного округа изыскало в этот непростой период финансовые возможности для поддержки строительства жилья на Ямале. Губкинскому был выделен межбюджетный трансферт в сумме 126 млн. рублей на долевое строительство 21 квартиры и на приобретение 16 квартир в новостройках. Данное жилье предоставлено гражданам по жилищным программам и очередникам по договорам социального найма. Таким образом, очередь на получение социального жилья, насчитывающая по городу 441 семью /на 01.04.2009/ и не сокращавшаяся на протяжении ряда лет, уменьшилась на 43 очередника. 

Очень приятно осознавать, что люди, разуверившиеся в том, что они когда-то переедут в новые современные квартиры, наконец – то решили свой жилищный вопрос. Одновременно нам удалось достроить и ввести два многоквартирных дома – №23 в 14 мкр. и №42 в 12 мкр. Это тем более важно, что ряд квартир в этих домах были проданы дольщикам, и нам удалось не допустить перехода их в разряд «обманутых». Кстати, существуют наработки и надежда, что таким же образом удастся решить проблему 18 семей, вложивших средства в строительство дома 32 в 9 мкр.

На средства, выделяемые из окружного бюджета, дом планируется достроить, а свободные квартиры будут переданы очередникам по договорам социального найма, а также по программе ликвидации ветхого и аварийного жилья. В прошедшем году продолжилась работа по реализации на территории города федеральной и окружной целевых, а также муниципальной программы «Жилище». За счет средств данных программ улучшили жилищные условия 124 семьи. По-прежнему крайне острой как в Губкинском, так и по Ямалу в целом остается проблема ветхого, аварийного и малопригодного жилья. Особенно тяжелая ситуация складывается на территории промышленной зоны города. В прошедшем году в ходе реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья с территории 1 и 4 панелей промзоны города было отселено из жилых помещений муниципального жилого фонда 11 семей (33 человека), из жилых помещений, являющихся собственностью ОАО «ПТПС» 11 человек. 

Демонтировано 9 вагонов и 1 пятиквартирный жилой дом. Однако на начало 2010 года ветхий жилищный фонд города составляет еще 19,9 тыс. кв. метров. В этой связи очень своевременным представляется намерение недавно вступившего в должность Губернатора ЯНАО Д.Кобылкина активизировать работу по расселению ветхого и аварийного жилья на Ямале. Мы разработали первый, рабочий, вариант программы ликвидации ветхого и аварийного жилья на 2010-2014 годы, получили понимание Губернатора ЯНАО и продолжаем дорабатывать данную программу. Полагаю, ее реализация позволит существенно снизить остроту данной проблемы, в т.ч. и в Губкинском. Ну, а на последнем заседании Законодательного Собрания ЯНАО было принято решение об увеличении финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» сразу на 700 млн. рублей. Это позволит предоставить субсидии 1300 молодым ямальским семьям.

Уважаемые горожане!

Безусловно, крайне важной в русле обозначенных задач модернизации считаю задачу формирования благоприятной, с точки зрения всех критериев, среды обитания для губкинцев. Наша жизнь, уважаемые земляки, протекает в очень сложных природно-климатических условиях, и поэтому, как никто другой, мы ценим скромную красоту северной природы и рукотворное благоустройство.

 Именно поэтому вопросы озеленения, благоустройства и архитектурного облика города не остаются без внимания. В летний период в городе высажено 868 саженцев деревьев, из них за счет бюджетных средств – 24 штуки сибирской ели на создание аллеи молодежи. Приобретение и посадку остальных саженцев (844 шт.) организовали муниципальные учреждения и предприятия при активном участии работников и молодежи города. Сформированы аллеи предпринимателей и выпускников школ города. Выполнено устройство газонов на площади 1,9 га. Выполнен ямочный ремонт автодорог общего пользования площадью 2,3 тыс.кв.м. Высажено 30 тыс. штук цветочной рассады. Кроме того, 10 тыс. штук цветов посажено предприятиями, учреждениями у своих офисов и объектов торговли. Думаю, этому, помимо внутреннего желания людей, способствовали впервые проведенные в городе по инициативе Администрации четыре ярмарки по продаже посадочного материала (однолетних и многолетних цветов, саженцев деревьев и кустарников), садового инвентаря и удобрений.

Одновременно посетители получали профессиональные консультации по посадке и уходу за зелеными насаждениями. В результате проведения ставшей уже традиционной акции «Чистый город» в летний период с территории города вывезено 1000 кубометров мусора. Рассчитываю, что в этом году мы все вместе еще активнее продолжим данную работу. Полагаю, что именно наши совместные с вами, дорогие горожане, усилия позволили Губкинскому в рамках Всероссийского конкурса на звание «Самого благоустроенного города России» получить свидетельство и специальный приз Министерства регионального развития РФ «За активную работу по совершенствованию архитектурного облика города». Несмотря на объективные трудности, в прошедшем году развивался потребительский рынок города. Прирост товарооборота в 2009 году составил 2,9 %, против 32,3 % в 2008.

Причины замедления роста товарооборота – инфляционные процессы и снижение реальных денежных доходов населения на фоне мирового кризиса. Причиной незначительного роста показателя стал ценовой фактор. Индекс роста цен на все товары составил в прошедшем году 110,3 % против 108,9 % в 2008 г. Продолжилось развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг города. Общая торговая площадь, по сравнению с предыдущим годом, увеличилась на 1274 кв. метров или на 5,5%. Открылось шесть новых магазинов: «Для Вас» в 1 мкр.; «Кристина» во 2 мкр.; «Шик» и «Диана» в 12 мкр., «Миасский мебельный салон» и торговый центр «Надежда» на промзоне. Кроме того, открылись новые отделы в действующих магазинах. В прошедшем году открылись два новых предприятия общественного питания: кафе «У Мадины» на промзоне и кафе «Ямал – Пурпе» в 4 мкр.

Уважаемые губкинцы!

 Коренная модернизация страны невозможна без максимального включения социального ресурса, т.е. инициативы, творческого потенциала граждан. И в этом важнейшем блоке реформ у нас есть как безусловные достижения, так и серьезные проблемы. Технологическая модернизация предполагает массовое производство, а главное – внедрение и доведение до потребителя инновационных продуктов. Особые надежды в этом плане руководство страны возлагает на сегмент малого и среднего бизнеса как на наиболее мобильных, ищущих сферу приложения своим силам граждан. Органы местного самоуправления города уже ряд лет осуществляют поддержку данного сектора экономики. В прошедшем году завершена реализация уже третьей муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Губкинском на 2008-2010 годы». В рамках программы НО «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса» в качестве антикризисной меры в связи с прекращением кредитования субъектов малого и среднего бизнеса банковскими структурами реализовал программу микрокредитования. В 2009 году выдано 20 микрокредитов на сумму до 200 тыс. рублей каждый, на срок до 6 месяцев без процентов и без залога. Общий объем средств – около 4 млн. рублей. 

 Шестой год в городе реализуется программа финансирования инвестиционных проектов предпринимателей на возвратной основе /финансовый лизинг под 7% годовых/ по приоритетным для города направлениям. В 2009 году профинансировано восемь проектов на сумму 5 млн. рублей. Общий объем финансирования направления поддержки «Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам» из бюджетов различных уровней составил в прошлом году около 15 млн. рублей. Субсидии получили 19 субъектов малого предпринимательства, которые одновременно взяли на себя обязательства по сохранению в общей сложности 325 рабочих мест. Дополнительно создано 49 рабочих мест.

С целью снижения налоговой нагрузки на малый бизнес решением Городской Думы дополнительно к шести принятым ранее снижены значения коэффициента базовой доходности /К2/ по трем видам деятельности: - ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств – с 0,7 до 0,5; - услуги химической чистки и окрашивания – с 0,8 до 0,2; - услуги прачечных – с 0,8 до 0,2. На промзоне города продолжается строительство производственного бизнес-инкубатора на 90 рабочих мест. Данный объект станет опытной площадкой для внедрения инновационных технологий и новых видов производства. Наряду с уже функционирующими офисным бизнес-инкубатором на 7 офисных помещений и бизнес-инкубатором бытовых услуг на 30 рабочих мест он образует целостную инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Полагаю, это позволит осуществить нам качественный рывок именно в инновационных элементах бизнеса. Тем более, что у нас есть на кого равняться в этом плане.

Динамично развивается достаточно редкое для нашего региона предприятие – Губкинский молокозавод. Объем инвестиций на модернизацию и укрепление материально-технической базы в прошедшем году составил 2 млн. рублей. Расширилась линейка выпускаемой продукции: начат выпуск сыра колбасного, сыра «Адыгейского с укропом и оливками», глазированных вафель и т.д. Продукция губкинского гормолзавода конкурентноспособна и пользуется заслуженным спросом не только в городе, но и во многих населенных пунктах Ямала и Ханты-Мансийского АО. Другое предприятие, разрабатывающее и внедряющее собственный конкурентноспособный продукт – ООО «Спецавтоматика». Так, созданная специалистами предприятия радиосистема передачи извещений /РСПИ/ «Купол» получила признание всей страны и вошла в каталог «100 лучших товаров России». Значителен объем инноваций в нефтяной и газовой отраслях. Работают над этим и предприятия других направлений. Есть заметные достижения в разработке инновационных продуктов и у бюджетных структур.

Наш проект АИУС «Сетевой город» удачно вписавшись в общее направление «Внедрение современных образовательных технологий» стал известен всей стране. Проект реально функционирует в образовательной среде города и продолжает развиваться. Разрабатываются и внедряются дополнительные блоки, позволяющие расширить возможности системы. Сфера образования в целом занимает особое место в реализации планов модернизации. 

Во-первых, это важнейший институт социализации подрастающего поколения, осуществляющий подготовку и воспитание новых поколений, которым предстоит обеспечивать прогресс российского общества. Во-вторых, система образования сама регулярно воспроизводит инновации в рамках обучения и воспитания молодежи. В прошедшем году Управлению образования города присвоен статус окружной экспериментальной площадки по теме «Создание муниципальной системы оценки качества образования в условиях автоматизации процессов и процедур оценки качества образования».

 Продолжили работу городские экспериментальные площадки: МОУ СОШ №1, 4, 7; МДОУ «Русалочка»; ДЮСШ «Олимп». В 2009 году МОУ СОШ №4 присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Комплексная работа школы по формированию здоровьесберегающего пространства с акцентом на развитие человеческого потенциала субъектов образования». По результатам конкурсного отбора пять педагога и четыре обучающихся стали обладателями грантов Губернатора ЯНАО, три педагога и 15 обучающихся – обладателями грантов главы города. Одаренные дети стали победителями и призерами олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня. Безусловно, мы гордимся достижениями наших «звездочек». 

Однако для меня особенно приятными оказались итоги аттестации обучающихся за 2008/2009 учебный год. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике у выпускников города выше среднего балла по России и по региону. Сферы культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта также используют в своей работе инновационные подходы. Известны далеко за пределами города творческие коллективы и исполнители. В прошедшем году трое учащихся МОУ ДОД «ГДШИ» за отличную успеваемость и исполнительское мастерство получили стипендии Губернатора ЯНАО и троим присуждена стипендия главы города. На мой взгляд, очень востребованным оказался проект «Театральная неделя», реализуемый уже на протяжении ряда лет и завоевавший популярность среди горожан.

Ну, а проект, реализованный при поддержке Администрации и при активном участии Управления культуры, других учреждений и организаций города в период новогодних праздников – Межрегиональная выставка голубей, певчих и декоративных птиц стал настоящим подарком не только для детворы, но и для взрослых. Решая масштабную задачу по организации разнообразного досуга различных социальных и возрастных групп населения города, учреждения культуры достигли значительных успехов. В Губкинском функционируют 43 клубных формирования, в которых занимаются 848 человек. Почетное звание «Народный» (образцовый) имеют пять творческих коллективов. 

За прошедший год было проведено 392 культурно-досуговых мероприятия, в которых приняли участие 13825 человек. Как всегда, в авангарде наши танцевальные ансамбли – «Северное сияние», «Юность», «Серпанитин»; коллективы «Лейся, песня», «Братья-славяне» и др. В рамках кинодеятельности проведено 165 киносеансов, которые посетили 6300 человек. Для молодежи проведено 7 кинолекториев нравственного содержания. На них побывали 885 юношей и девушек. Процент охвата населения города библиотечным обслуживанием составляет 44,1%. Число читателей в прошедшем году составило 10187 человек, количество посещений – 64747. В Губкинском музее освоения Севера представлено 29 экспозиций, проведено 1832 экскурсии. Число посетителей составило 21823 человека, из них 12970 – школьников. 

В Губкинской детской школе искусств обучаются 410 детей. За отчетный год силами преподавателей и учащихся школы было проведено 59 концертов. 92 учащихся приняли участие в конкурсах различного уровня, из них 71 стали лауреатами и дипломантами конкурсов. Заслуживают внимания и поддержки такие новые для нашего города формы работы с молодежью старше 18 лет, как соревнования «Автоквест», досуговые мероприятия клуба «Моя семья», запомнившийся молодежи не только названием фестиваль фрироупа. Поступательно развивается городское движение КВН. Вновь в прошедшем году порадовали нас своими победами наши спортсмены. В соревнованиях окружной спартакиады учащихся наши школьники заняли в командном зачете III место.

Ведущие спортсмены стали стипендиатами Губернатора ЯНАО. Однако главное зерно физкультурной работы на муниципальном уровне – популяризация здорового образа жизни среди горожан всех возрастов. Численность занимающихся в городе физкультурой и спортом в секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности составила в прошедшем году 38,7% от численности населения. Это лучший показатель на Ямале! Полагаю, что такой достойный результат стал возможным благодаря нашим совместным – ОМСУ, предприятий, организаций, простых граждан – усилиям. Проделанную работу можно смело записывать как инновационный подход.

На территории города зарегистрированы и функционируют пять спортивных федераций, в т.ч. три окружных. Физкультурно-оздоровительная работа организована в 33 учреждениях, предприятиях и организациях. В городе культивируется 30 видов спорта. За 2009 год подготовлено спортсменов массовых разрядов -1169 человек, из них 8 – кандидатов в мастера спорта. Четверым губкинцам присвоены звания: мастер спорта (2 человека), мастер спорта международного класса, заслуженный работник физической культуры. На высоком уровне, с привлечением всех возрастных групп населения города проведено более 110 спортивно-массовых мероприятий, в которых участвовали 11 604 человек. В ДЮСШ «Олимп» регулярно занимается 751 учащийся. Кроме того, 2871 учащийся посещает школьные спортивные секции. Особо отмечу важность работы по внедрению здорового образа жизни среди юных жителей города. Еще до принятия соответствующего решения на уровне РФ, изучив данные медиков, специалистов образования, в 2003 году во всех губкинских школах был введен третий час физкультуры. Но мы пошли еще на один эксперимент. С 2004 года третий урок физкультуры для учащихся 2-3 классов стал проводиться в городском бассейне. Анализ показал, что у учащихся, посещающих бассейн, заболеваемость ОРВИ снизилась более чем в 2 раза.

Думаю, такие наработки заслуживают использования в общероссийском масштабе! К большому сожалению, многие наши наработки в процессе их тиражирования сталкиваются с объективным препятствием в виде недостаточной материально-технической базы социальной сферы. Так, спортивными сооружениями город обеспечен лишь на 40,5% согласно утвержденным нормативам. Муниципальное образование испытывает острый недостаток в детских дошкольных учреждениях. При проектной мощности имеющихся детских садов – 1000 мест, в списке очередности стоят еще 713 детей. Ситуация усугубилась в связи с закрытием двух групп из-за аварийного состояния корпуса здания детского сада «Светлячок».

 Из семи общеобразовательных школ города лишь три полностью в капитальном исполнении, что не позволяет обеспечить учебный процесс, исходя из требований, предъявляемых к нормативу наполняемости классов. Острая проблема существует с размещением в некапитальных, приспособленных зданиях детского и стоматологического отделений МУЗ «Городская больница». Трудности подобного рода можно перечислять долго. Муниципалитет старается решать указанную проблему многовариантно, исходя из имеющихся возможностей. 

Безусловно, лучшим вариантом такого решения является строительство новых объектов, отвечающих современным требованиям. Таким, как, например, суперсовременная спортивная площадка, построенная на территории МОУ СОШ №7. она приспособлена для культивирования таких видов спорта, как хоккей, баскетбол, волейбол, большой теннис, гимнастика, бег, мини-футбол и др. Особенностью площадки является покрытие – «Мастерфайбр», пригодное даже для профессиональных спортивных объектов. Благодаря достигнутому соглашению о сотрудничестве между Администрацией города и ОАО «НК «Роснефть» в ближайшем будущем примут посетителей новые здания детской библиотеки, Дворец культуры и спорта «Нефтяник». Продолжается строительство в 9 мкр. детского сада на 330 мест, которое финансируется из средств программы «Сотрудничество». 

В прошедшем году открылся третий участковый пункт милиции, что, безусловно, укрепит базу органов правопорядка. С руководством автономного округа решен вопрос о выделении средств на доделку и введение в эксплуатацию цокольного этажа МОУ СОШ №4, где разместятся помещения городских структур, работающих с молодежью по направлениям: военно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание. На различных стадиях находится проработка вопросов относительно начала строительства Детской школы искусств; детских садов на 140 мест в 13 мкр. и на 240 мест в 5 мкр.; дополнительного корпуса на 550 мест для МОУ СОШ №5; стадиона и плавательного бассейна и т.д. 

Рассматриваются варианты помещений для размещения детского и стоматологического отделений МУЗ «Городская больница».

Уважаемые горожане!

Глубоко убежден, насколько бы ни были важны вопросы материально-технической базы, механизмов управления и т.п., главная модернизация должна произойти в наших головах! Человеческое сообщество только тогда способно к поступательному развитию, а тем более к резкому ускорению, когда сможет достичь внутреннего согласия, единения. Пример тому – внутреннее единство советского народа в годы Великой Отечественной войны. Что бы там ни писали и ни говорили некоторые, с позволения сказать, историки, именно сплоченность народа, глубокое понимание подавляющим большинством граждан своей ответственности за результат на своем боевом и трудовом посту, позволили нам победить в той страшной войне. К сожалению, приходится констатировать, что сейчас нашему обществу далеко до такого внутреннего единения. Приведу пример. В 2009 году в Губкинском была создана «Административная комиссия», которой за 12 месяцев рассмотрено 26 протоколов об административных правонарушениях. Какими же правонарушениями грешат губкинцы?

 Самая «работающая статья» – за совершение действий, нарушающих покой и тишину граждан (13 правонарушений), что составляет 50%. На втором месте – нарушение порядка сбора и утилизации отходов (9 правонарушений, 34,6%). Получается, что с уважением прав проживающих рядом граждан на отдых в ночное время у нас дело обстоит неважно. Да и соблюдать правила санитарной очистки подчас не стремимся. Виной всему, в конечном счете, безответственность, отсутствие культуры человеческого общения. Об этом же свидетельствует и застарелая проблема задолженности населения за уже потребленные коммунальные услуги. Более того, эта задолженность нарастает. Если в начале 2009 года долг населения за ЖКУ составлял 64,5 млн. рублей, то на конец года он уже достиг 97,4 млн. рублей или 2,5 месяца задолженности. Где предприятиям ЖКК изыскать недополученные средства для подготовки к зимнему сезону, тем более, если он такой суровый и продолжительный, как в этом году? Конечно, долги будут взысканы в судебном порядке, но, во-первых, средства поступят с запозданием, во-вторых, специально нанятые для этого люди будут прилагать серьезные усилия для необязательной работы.

 А что происходит в подъездах наших домов и под их окнами?! Такому безобразию нет ни оправдания, ни объяснения. Впрочем, думаю, одно объяснение все-таки есть. Это отсутствие у многих граждан чувства хозяина по отношению к жилищу, городу и, в конечном счете, к стране. К счастью, таких у нас явное меньшинство. Есть заметные ростки социальной активности. Горожане с большой заинтересованностью, не считаясь с личным временем, участвуют в общественных мероприятиях, в субботниках по уборке улиц и дворов, создают общественные объединения по интересам, делают добрые дела, не требуя ничего для себя взамен. Это вселяет уверенность в том, что и с такими генетическими, как их называют специалисты, проблемами мы справимся. Особое значение в условиях кризиса приобретает конструктивная и слаженная работа ветвей муниципальной власти – исполнительной и представительной. 

Благодарен депутатам за взвешенный, лишенный конъюнктурности подход к работе. При этом усложнение ситуации они ощутили на себе в полной мере. Возросла интенсивность работы депутатов. В 2009 году было проведено 10 заседаний Городской Думы, что на 25 % больше, чем в 2008 году. Депутатами принято 108 решений. Как обычно, они касались всех сфер жизни города: бюджетных отношений, собственности, социальной политики и пр. Текущий 2010 год – год «больших» муниципальных выборов в ОМСУ Губкинского. Надеюсь, что традиции успешной совместной работы ветвей муниципальной власти, сложившиеся за весь предшествующий период, в МО будут сохранены. 

Дорогие горожане!

Буквально через несколько дней мы будем торжественно отмечать один из самых светлых праздников – День Победы. В этом году торжества будут юбилейными, что делает их еще более значимыми. Соцопросы свидетельствуют, что День Победы в Великой Отечественной войне остается для россиян, безусловно, самым важным общенациональным праздником, объединяющим всех граждан независимо от национальности, религиозной принадлежности, социального статуса… Уверен, юбилейные торжества консолидируют российское общество, придадут ему сплоченности через сопричастность к героическому прошлому и уверенности в светлом будущем. Именно такое будущее мы с вами строим для наших детей и родного города Губкинского!

 Глава города Губкинского Валерий Лебедевич
Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+
Версия сайта для слабовидящих